Н.Н. Поддъяков проводил исследования, у детей трех – семи лет изучалась автоматизация действий. Каждому испытуемому предлагалось гасить разноцветные лампочки, зажигавшиеся на пульте, в определенной последовательности. Чтобы успешно выполнить задание ребенок должен был нажать на кнопку пульта соответствующую той или иной лампочке. Испытуемые четырех лет при определении местоположения лампочек и кнопок и их соотношении усиленно вращали головой, многократно переводили взор от лампочки к кнопке и обратно. У детей пяти лет количество ориентировочных реакций на сигналы – лампочки и объекта действия – кнопки существенно уменьшались, изменялась и форма ориентировочной реакции. Но наиболее успешно с заданием справились дети пяти – шести с половиной лет. Они находили сигнал одним – двумя движениями головы, что свидетельствовало о повышении эффективности их внимания, которое вело в свою очередь к повышению результативности деятельности. Уровень развития произвольного внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личности, волевые качества. Ведь если непроизвольным вниманием «распоряжаются» внешние объекты, то «хозяином» произвольного внимания является сама личность – будь это взрослый или ребенок. Можно определить словесную формулировку произвольного внимания: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что». Но ребенку нелегко заставить себя быть внимательным в непривычной для него обстановке, когда появляются много дополнительных конкурирующих раздражителей. Таким раздражителем может быть и яркий, броский костюм педагога, многоцветный, красочный раздаточный материал для занятия. Детям лучше работается, когда сильные раздражители устранены, рабочее место их подготовлено и на нем нет ничего лишнего. Н.Н. Поддъяков считает, что основные виды внимания ребенка – непроизвольное и произвольное – тесно взаимосвязаны и порой переходят один в другой. Например, ребенок должен собрать из конструктора самолет. Вначале ему трудно сосредоточится на выполнении задания, но затем оно его увлекает, и ребенка уже не оторвать от работы, ему нет надобности заставлять себя. Произвольное внимание перешло в непроизвольное. По происхождению и по сохранившейся сознательной цели возникшее состояние напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что оно не утомляет – непроизвольное внимание. Главной побудительной силой его является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу его выполнения. Этот вид внимания, названный послепроизвольным, имеет очень большое значение для обучения дошкольников» [31, с. 82 – 86].
Итак, у младших школьников есть все виды внимания, которые переплетены в его деятельности. Но у детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение. Дети еще иногда отвлекаются на занятиях, им трудно сосредоточится на чем – то малоинтересном, неважном.
Р.С. Немов связывает отвлекаемость детей с их нервной деятельностью, он считает, что в «дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора – двух раз».
Но важным средством, по мнению Г.С. Абрамова, которое, предотвращает рассеянность, является правильное педагогическое общение с детьми и применение наглядности на занятиях и уроках в начальной школе, а также учет индивидуальных особенностей и физического воспитания детей.
Читайте также:
Условия возникновения эмоций
Затруднения, возникающие при попытке провести непосредственно различаемую грань между эмоциональными и неэмоциональными явлениями, вынуждают искать отличительные признаки эмоций в более широком контексте их проявления, в частности во внеш ...
Представления античных и средневековых философов о душе и сознании
Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. Известный психолог конца XIX – начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно – у психологии огромная предыстория и очень короткая история ...
Развитие мышления
В развитии мышления младших школьников также наблюдаются две основные стадии. На первой стадии (она приблизительно совпадает с обучением в I и II классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольникам. Анализ ...