Вот как характеризует подростковый возраст Э. Эриксон:
«Подростковый возраст и юность составляет пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизни, завершаясь, приводит к формированию идентичности. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу которая ставит перед ним общество, - задачу самоопределения, выбора жизненного пути. [11 с.145]
Пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции существуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребёнка.
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующееся у него чувство взрослости и “Я концепцию”.
Претендуя на равные со взрослыми права, подросток начинает им подражать во внешнем облике, манерах, по линии развлечений, романтических отношений.
Встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребёнок интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или заботы о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутинных проблем.
«Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента “Я - концепции”. С ним связаны ещё два – оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников » [11, с.292].
«Помимо реального “Я”, “Я - концепция” включает в себя “Я – идеальное”. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное “Я” может слишком сильно отличаются от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки стремятся развивать в себе желаемые качества…
Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Чаще, вместо того, чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий» [11, с.293].
Очень важно в развитии подростка и то, удовлетворяет ли его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. «Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включён ребёнок, - признание или непризнание его взрослости родителями, учителями, сверстниками.» [11, с.290]
Читайте также:
Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка
Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт. Следует чаще брать малыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, ...
Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца
Успешность развития ребенка как представителя вида и как социального существа зависит от качества материнского ухода, от способности и желания матери удовлетворять потребности ребенка.
Успешность выполнения материнских функций во многом ...
Работа специалиста детского сада с родителями
Основными направлениями в работе педагогов детского сада с семьей детей с нарушениями зрения являются:
• изучение особенностей семейного воспитания ребенка;
• разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи реб ...