Чувства и внутренние ощущения

Информация » Интеллектуальные чувства » Чувства и внутренние ощущения

Рассмотренная выше функциональная концепция позволяет нам выяснить отличие чувств от внутренних, или органических, ощущений, в частности ощущений голода, жажды, усталости, а также синестезии. Часто такое различение не проводится, и люди говорят о "чувстве" усталости или голода.

По моему мнению, ощущения голода, жажды, усталости (к ним можно добавить, пожалуй, ощущение боли) сами по себе значимости не имеют; они суть явления, получающие значимость только от тех установок, тенденций и движений, которые они инстинктивно вызывают, и именно такие инстинктивные реакции делают их значимыми для поведения индивида. Но эти инстинктивные реакции являются ничем иным, как основанием чувств: чувств приятного или неприятного, желания, нужды.

Таким образом, внутренние ощущения являются состояниями, явно отличающимися от чувств, которые суть установки. Внутренние ощущения информируют нас об определенных состояниях нашего организма так же, как внешние ощущения информируют нас о состоянии окружающей среды. Но жизненное значение органических ощущений мы можем определять только благодаря существованию чувств.

Чувства выражают некоторым образом отношение между определенным объектом или ситуацией и нашим благосостоянием (можно сказать также, что они выражают нашу установку к ситуации или объекту). Физиологической основой такого отношения является сама установка. Чувство — это осознание такой установки. В противоположность этому ощущения презентируют только объекты, по отношению к которым мы принимаем установку Объект, презентируемый внутренними ощущениями, такими как ощущения голода, жажды, усталости — это наше собственное тело. Но именно через отношение к своему собственному состоянию наше тело способно принять определенную установку. Понятно, что между внутренними ощущениями и чувствами существует весьма интимная связь, поскольку как те, так и другие имеют свой источник в теле. Это не мешает нам, однако, отчетливо различать их с функциональной точки зрения. Они противостоят друг другу так, как реакция противостоит вызвавшему ее объекту.

Макдауголл Уильям, англо-американский психолог, первоначально занимался биологией и медициной, под влиянием "Принципов психологии" У. Джемса обратился к изучению психологии сначала в Кембридже, затем в Геттингене у Г. Мюллера. Лектор в университетском колледже в Лондоне и в Оксфорде. Профессор в Гарварде и в университете Дьюка в США. Основой психической жизни считал устремление — "горме" (греч. — стремление, порыв), отчего психология У. Макдауголла часто называется сгормической". "Горме" трактуется как устремление к биологически значимой цели, обусловленное, по У. Макдауголлу, особого рода предрасположениями — врожденными инстинктами либо приобретенными склонностями. Эмоциональные переживания рассматриваются как субъективные корреляты этих предрасположений. Эмоциональная сфера в процессе своего развития у человека получает иерархическое строение. Ведущими становятся сначала несколько основных эмоциональных образований (sentiments), а затем, при сложившемся уже характере — одно центральное, называемое Макдауголлом эготическим (от "эго", греч. — "я"). Размышления над клиническим феноменом "множественной" личности натолкнули У. Макдауголла на разработку метапснхологической концепции личности, исходящей из идей монадологии Г. Лейбница. Согласно этому, каждая личность представляет систему "потенциально мыслящих и стремящихся монад" ("Я"), сходящихся на некоторой "высшей" монаде — "> а мости", которая через иерархию монад управляет всей психофизической жизнью человека.

Читайте также:

Функции речи
Речь может быть монологической и диалогической, официальной и неофициальной, деловой и обиходной. Функции всех видов речи весьма разнообразны и по своему характеру, и по времени появления и длительности. Первая, самая стойкая функция речи ...

Типы темперамента
При характеристике нейродинамических свойств индивида уже говорилось об известных еще со времен Гиппократа типах темперамента. Однако наряду с этими хорошо известными типами существуют и другие, может быть менее известные, но весьма приме ...

Понятие и сущность педагогической поддержки
Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка, обучением и воспитанием, является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка. Целью ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта