Теоретические аспекты исследуемой проблемы

Информация » Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению » Теоретические аспекты исследуемой проблемы

Страница 1

Проблема приобщения детей к курению табака, несмотря на ее очевидную актуальность, широкого обсуждения в отечественной научной литературе до настоящего времени не получила. Публикации на эту тему в медицинских журналах касаются преимущественно тривиальных данных о вреде курения для здоровья. Однако эта проблема гораздо шире, так как табакокурение, с одной стороны, может оказываться для ребенка одним из первых опытов, когда он сталкивается с противоречивостью и непоследовательностью социальных норм, а с другой — именно с него обычно начинается приобщение детей к употреблению самых разных психоактивных веществ .

Знакомство детей с употреблением табака происходит в раннем детстве при наблюдении за поведением старших. Центральную роль в этом играет семья. Отношение ее членов к курению в самом общем виде может быть представлено следующими четырьмя вариантами: полное неприятие (курение членов семьи исключено, общества курящих стараются избегать), противоречивое, или амбивалентное (к курению посторонних людей отношение безразличное, но курение в семье не допускается), либеральное (одновременное сосуществование порицания курения членов семьи и, с рядом оговорок, его разрешения), патологическое (члены семьи курят независимо от того, присутствует ли при этом ребенок, и не принимают во внимание его интересов). То, что принято в семье, закладывает соответствующее отношение ребенка к табакокурению [31]. Оно органично входит в его сознание, накладывает отпечаток на эмоционально-оценочное отношение к этому занятию и соответствующее поведение ребенка в будущем.

Для лучшего понимания проблемы стоит рассмотреть историю развития табакокурения.

Как известно, в Европу табак завез Колумб, от которого остались следующие записи: «Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее 3 - 4 затяжки, выпуская дым через ноздри». Туземцы угощали путешественников табаком, причем сначала курили сами, потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению. На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа дым, значит, спутался с нечистой силой. Курильщики завезли семена табака и стали его культивировать [19, 259]

Распространение табака встречало в странах сильное противодействие. В Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VII отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену.

В Россию табак, по-видимому, попал в конце XVI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание - от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь. Но постепенно запрет на курение отменялся в одной за другой странах. С годами к вредной привычке приобщились мужчины, женщины, молодые люди, подростки и даже дети. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам мужественность. Обязательной принадлежностью теле- и киногероев стала сигарета [24].

Страницы: 1 2

Читайте также:

Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития
Вся деятельность специального дошкольного учреждения базируется на соблюдении основополагающих принципов и подходов к вопросам изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Общие принципы пе ...

Специфика нарушений речи у детей дошкольного возраста
ОНР — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах XX ве ...

Психотизм/Суперэго
Айзенк видит психотизм (P) как унитарную концепцию, в отличие от таких отдельных и независимых психических болезней, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и т. п. К тому же психотизм/суперэго - это переменная с непрерывной облас ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта