В современной семье в большинстве случаев преобладает целенаправленное воздействие на ребенка, а не взаимодействие с ним на уровне диалога. Это является, по мнению Носковой О.Г, отражением общих принципов современного традиционного образования: субординации, педагогического монолога, контроля и других, выражающих господство и доминирование мира взрослых над миром детства, что не всегда способствует формированию здоровой самооценки ребенка, необходимой для счастливой жизни и достижения успеха в деятельности [19].
Основой положительной, адекватной, здоровой самооценки является проявление любви к детям, которая раскрывается в общении родителей и детей по принципу соразвития, сосуществования, содружества, свободы и безусловного принятия ребенка.
В современной педагогической психологии не изучены полностью проблемы, связанные с влиянием профессиональной деятельности родителя на стиль воспитания ребенка и на создаваемый им психологический климат семейного общения (совокупность таких компонентов, как авторитарный стиль общения, преобладающие духовно-нравственные ценности, содержание взаимодействия членов семьи).
Данная работа посвящена теоретическо-практическому решению вопроса о влиянии профессиональной принадлежности родителей на стиль взаимоотношений в семье, а также на формирование личности ребенка, что обусловлено актуальностью проблемы воспитания и развития ребенка в целом, формирования совокупности его взглядов на собственную личность, отличающуюся адекватной, развитой способностью принимать себя, отсутствием чувства вины.
Цель работы - определить влияние профессиональной принадлежности родителей на внутрисемейные отношения и стиль воспитания ребенка, а также, непосредственно, на его личностные особенности (на примере родителя-педагога).
Цель исследования определила следующие задачи:
1) осветить проблему влияния профессиональной принадлежности родителей на взаимодействие с детьми;
2) выявить специфику профессии учителя;
3) раскрыть характеристику взаимоотношений родителей и ребенка;
4) провести исследование, выявляющее зависимость особенностей личности ребенка от типа профессиональной деятельности родителей;
5) дать рекомендации родителям-педагогам.
Объект исследования - учительская семья (имея в виду одного или двух родителей, работающих учителями).
Предмет исследования - влияние профессиональной деятельности родителей-педагогов на особенности личности ребенка.
Методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогических исследований;
2) эмпирические методы:
· опросы родителей и детей;
· анкетирование, тестирование родителей и детей (методики PARI, «опросник родительского отношения» Варга А.Я. и Столина В.В, «опросник удовлетворенности браком» Столина В.В., Романовой Т.Л. и Бутенко Г.П., «удовлетворенность профессией» Ронгинской Т.И. для родителя и «Рисунок семьи», методика Жиля Р. для ребенка);
· количественный и качественный анализ результатов исследования.
В ходе исследования предлагается проверить следующую гипотезу - профессиональная принадлежность родителей непосредственно влияет на внутрисемейные отношения и на стиль воспитания, тем самым формируя определенные особенности личности ребенка (на примере родителей-учителей).
Читайте также:
Положительные и отрицательные эмоциональные состояния
К положительно окрашенным эмоциональным состояниям относятся удовольствие, состояние комфорта, радости, счастья, эйфории. Они характеризуются улыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущением принятия окружающими, увер ...
Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная
деятельность – предпосылки и основание жизни личности в обществе
В качестве отправной точки при анализе проблемы природной и социальной детерминации личности, а также таких связанных с ней вопросов о роли социальной среды в развитии личности, ее жизненного пути, структуры личности, творчества, личностн ...
Представления античных и средневековых философов о душе и сознании
Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. Известный психолог конца XIX – начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно – у психологии огромная предыстория и очень короткая история ...