Выбор помогает детям:
- почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;
- развить положительное отношение к себе;
- учиться выражать свой выбор;
- понять важность умения слушать и говорить.
Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребёнка помогает совместное изготовление игровых пособий.
Также для повышения самооценки ребёнка родители и педагоги могут использовать следующие приемы:
- как можно чаще называть ребёнка по имени;
- хвалить ребёнка в присутствии других детей;
- отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах;
- избегать заданий, которые выполняются за определённое фиксированное время;
- не подгонять и торопить ребёнка.[30;76]
По мнению Т.Е. Виленской, занятия физической культурой повышают не только функциональные возможности организма, умственную и физическую работоспособность, продуктивность учебного труда, но и эмоционально-волевую сферу школьника. Умелое использование средств физического воспитания благоприятствует развитию таких специфических интеллектуальных качеств, как практическое мышление, наблюдательность, находчивость, рассудительность. Это связано с тем, что правильно организованная двигательная деятельность требует от учащихся сосредоточенного внимания, выбора цели и способов действий, коррекции и оценки их результатов.[9;54]
Физические упражнения, выполняемые в условиях коллективного взаимодействия учащихся, вооружают их опытом нравственных отношений, которые составляют основу формирования соответствующих морально-волевых качеств. В процессе физического воспитания создаются разнообразные ситуации, в том числе конфликтные, в которых выявляются и изменяются отношения школьника к обществу, к людям, к самому себе. Регламентируемая установленными и добровольно принятыми нормами и правилами, двигательная деятельность на фоне сильного эмоционального возбуждения приучает подчинять личные интересы интересам коллектива, владеть собой, проявлять дисциплинированность, честность, смелость, решительность, бережное отношение к общественной собственности. Данная внутренняя борьба ребенка с собственными желаниями только закаляет его и придает ему большей уверенности в себе.[9;58]
Формирование в человеке адекватной самооценки требует от общества постоянного и сознательно организованного совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребёнка в процессе онтогенеза, так как без опоры на такое знание существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.[30;12]
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы учитель руководил деятельностью ребёнка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот всегда уникальный и самостоятельный путь морально-нравственного и социального развития.
Целенаправленное формирование личности человека, как утверждает К.О. Казанская, предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности, такие как: самооценка, темперамент, уровень тревожности, уровень притязаний.[16;49]
Читайте также:
Выводы
В современных условиях на формирование представлений молодого поколения о семье и браке влияет ряд факторов: родительский дом, ближайшее окружение, средства массовой информации, литература и фольклор, образовательная система. Определенное ...
Общая характеристика гештальтпсихологии
Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. И в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма) представители гештальтпси ...
Национально-психологические особенности характера
Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде - социальный тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то, что определяет общий стиль жизнедеяте ...