Проблема способностей в психологии

Информация » Интеллектуальные способности одаренных детей в связи со школьной успеваемостью » Проблема способностей в психологии

Страница 2

Фундаментальную теоретическую и практическую разработку проблема способностей получила в трудах С. Л. Рубинштейна. В своих трудах С. Л. Рубинштейн рассматривает развитие, формирование способностей, как через деятельность, так и через личностные образования. Под способностями С. Л. Рубинштейн понимал сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности. [50]

«Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков», под которыми понимаются анатомо-физиологические и функциональные особенности нервно-мозгового аппарата человека.

С. Л. Рубинштейн, как и Б. М. Теплов, считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Эти понятия взаимообусловлены: с одной стороны, способности – предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой – в процессе этого овладения происходит формирование способностей.

Способность формируется в процессе деятельности. С. Л. Рубинштейн считает, «способности человека - это проявления, стороны его способности к обучению и труду. Означая способность к труду и обучению, способности человека в обучении и труде формируются». [50]

Развитие любой способности совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляют способность данного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня. [50]

Существенным показателем развития способностей является темп, легкость усвоения, быстрота продвижения и широта переноса. Об особенно больших достижениях свидетельствует умение добиться больших достижений при внешне трудных условиях. [50]

В своих работах по проблемам способностей А. Н. Леонтьев ведущую роль в развитии способностей человека отдает воспитанию и социальным условиям, природная сторона способностей имеет меньшее значение.

Основная идея А. Н. Леонтьева заключается в том, что все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений. А. Н. Леонтьев пишет, что «главная особенность рассматриваемого нами процесса усвоения или овладения состоит в том, что он создает у человека новые способности, новые психические функции» [7]

Перевод достижений общественного развития в свои способности осуществляется в процессе общения. «В этом процессе ребенок, человек и научается адекватной деятельности. Таким образом, этот процесс является по своей функции процессом воспитания». [7]

Говоря о роли задатков индивида, А.Н. Леонтьев отмечает, что она выражается в основном в специальных, «главным образом динамических, чертах его деятельности; таково, например, влияние врожденных типов высшей нервной деятельности». [7]

А. Н. Леонтьев различает у человека два вида способностей: природные, или естественные, в основе своей биологические, и способности специфически человеческие, которые имеют общественно-историческое происхождение. Под способностями первого рода А. Н. Леонтьев понимает такие способности, как способность быстро образовывать и дифференцировать условные связи, или противостоять воздействиям отрицательных раздражителей. К способностям второго рода относятся способности речевые, музыкальные, конструкторские и т.п. [34]

Попытка рассмотреть способности в широком личностном плане характеризует работы ленинградских психологов - Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев. Среди указанных психологов в первую очередь следует отметить работы Б. Г. Ананьева.

Развивая проблему способностей, Б. Г. Ананьев подчеркивает не только роль собственно психологического аспекта в них, не только реальную роль активной деятельности индивида в усвоении общественного опыта, но и связь способностей с личностью как психологическим образованием. Способность - это не простое накопление знаний, это проявление творческого развития ума.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Гендерный аспект ролевого поведения
Еще в начале ХХ века В.В. Розанов писал: «Не ясно ли, что душа есть только функция пола, что пол есть ноумен души, как своего феномена. Точнее, пол – невидимый, бесцветный, неосязаемый – есть сотворяющий душу и тело с его формами». Прошед ...

Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях
Достоверный источник информации в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий ассоциируется у местных жителей с центральным для данного района органом исполнительной власти. В целях профилактики нежелательных психоэмоциональных ...

Понятие и сущность педагогической поддержки
Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка, обучением и воспитанием, является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка. Целью ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта