Проблема способностей в психологии

Информация » Интеллектуальные способности одаренных детей в связи со школьной успеваемостью » Проблема способностей в психологии

Страница 5

Б. Г. Ананьев подчеркивает, что специализированные способности к различным видам деятельности вырабатываются в результате исторического развития человечества. Способности формируются в той деятельности, в которой они проявляются. Помимо специального опыта работы в определенной области деятельности, человек поднимается на тот или иной уровень общего развития. «Специальные способности являются продуктом развития специальных видов деятельности, имеющих ведущее значение в общем развитии человека». [7]

Б. Г. Ананьев подчеркивает, что специальные способности всегда выступают в том или ином взаимодействии, составляя своеобразные ансамбли творческих возможностей человека. «Ансамблевый характер способностей объясняется тем, что существует объективная взаимосвязь между разными видами деятельности по их предмету и структурам труда. Происхождение ансамблей способностей не ограничивается только общностью элементов сложных видов деятельности, не менее важный источник их заключен в одаренности или общих способностях. Специальные способности являются важными и самостоятельными, но все же частями общей одаренности человека, составляющей целостную структуру его возможностей в самых различных видах деятельности». [8]

В. Д. Шадриков определяет общую одаренность как «пригодность к широкому кругу деятельностей или сочетание способностей, от которых зависит успешность разных деятельностей», а специальные способности как «качественное своеобразие освоения и реализации отдельных психических функциях». [61]

Е. С. Кузьмин отмечает, что «специальные способности – это способности, проявляющиеся только в отдельных видах человеческой деятельности (художественной, музыкальной, математической). Общими называют такие способности, которые в той или иной мере проявляются во всех видах деятельности человека, например, интеллектуальные способности, проявляющиеся в сообразительности и находчивости, быстром и глубоком запоминании материала, внимания, критичности, самостоятельности ума. Специальные способности характеризируются определенными, присущими только данному виду способностей чертами. [28]

Н. Д. Левитов различает три вида способностей: общие (так называемый интеллект), групповые (например, к музыке, к технике и т.п.) и специфические (например, в области музыкальных способностей: музыкальный слух, чувство ритма, чувство мелодии и гармонии и т.д.). [31]

Н. И. Шевандрин выделяет общие и специальные способности. Под общими способностями он понимает индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения специальными знаниями и реализации различных видов деятельности. Примерами общих способностей являются интеллектуальные, трудовые, к обучению. Специальные способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения специальными знаниями и осуществления определенной деятельности. Примерами специальных способностей могут быть художественные, математические, педагогические, художественные, организаторские и т.п. [61]

Е. А. Шумилин к общим способностям относит такие психические свойства как качества ума: широта и глубина ума, его самостоятельность и гибкость, последовательность и быстрота мысли; качества памяти: живость памяти, полнота, точность и прочность запоминания; и наблюдательность. Специальные способности – это психические свойства, которые особенно необходимы в специальных областях деятельности. [65]

Т. И. Артемьева подчеркивает что, специальные способности представляют собой «своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях». Уровень специальных способностей зависит от общих требований к возможностям человека. [10]

Т.И. Артемьева считает, что в психологической структуре способностей необходимо учитывать компоненты:

1. общий, включающий в себя качества, присущие всем людям;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
Выпускник школы, как и всякий человек, обладает определенным жизненным опытом, который по А.К. Осницкому складывается из пяти компонентов: 1) Ценностный опыт: интересы, идеалы, убеждения, нравственно- этические нормы и предпочтения. Этот ...

Состояние психологического знания в России в начале XX века
В начале XX столетия психология в России мощно заявила о себе, заняв достойное место в системе наук. Уходя своими корнями в две главные области научной мысли - в сферу философско-исторического и естественнонаучного знания - она в конце XI ...

Методики проведения гипноза
Обычно, чтобы ввести человека в состояние гипноза, используют блестящие предметы, ритмические монотонные звуки своеобразных музыкальных инструментов, дым курений, содержащих в своём составе дурманящие, наркотические вещества, многократное ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта