В. Э. Чуднов и В. С. Юркевич выделяют два типа детской одаренности:
1. Дети, опережающие в своем развитии сверстников, необыкновенно легко усваивающие человеческий опыт.
2. Одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. [57]
Наряду с обозначенными выше типами, В. Э. Чуднов и В. С. Юркевич выделяют несколько видов одаренности: общая, моторная, социальная (организаторские способности), практическая, школьная (способность к обучению), творческая одаренность. [57]
В многочисленных исследованиях одаренности изучались различные личностные (мотивационные, коммуникативные и др.) характеристики одаренных детей. К этому направлению могут быть отнесены работы К. Тэйлора, К. Кокса, Э. Роу, Л. В. Шавининой и др. В результате исследований, относящихся к этому направлению, создается обобщенный личностный портрет творчески одаренных людей.
Так, указывается, что для одаренных людей характерны толерантность к неопределенности; готовность к преодолению препятствий; готовность к росту; внутренняя мотивация; умеренная готовность к риску; стремление к признанию; готовность трудиться ради признания. В результате исследований, проведенных на детях, отмечается, что творческие дети в большей мере реагируют на стимулы, более автономны, неконформны, честны, обладают склонностью к игре, спонтанностью и юмором, менее тревожны, менее ригидны, более уверенны в себе, более настойчивы; отмечается также, что в основе этого набора личностных черт лежит большая толерантность к стрессу. [69]
Л. Я. Дорфман и Г. В. Ковалева подчеркивают, что творческие люди характеризуются высокой силой «Я», высокой неадекватной самооценкой и соответствующим ей уровнем притязания.[20]
Комитетом по образованию США было дано определение одаренности, включающее следующие показатели: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому творчеству, психомоторные способности). Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. [41]
В сфере опережающего развития познания выделяют следующие особенности:
1. Широта восприятия. Стремление активно исследовать окружающий мир. Характерно своеобразное любопытство: интересно посмотреть как все устроено.
2. Продолжительный период высокой концентрации внимания и большое упорство в решении той или иной задачи.
3. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы.
4. «Отличная память», которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
5. Способность к классификации и категоризации информации и опыта, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
6. Часто обладают повышенными математическими способностями.
7. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями. Склонность к изобретению своих собственных слов.
8. Способность справляться с познавательной неопределенностью. Способность воспринимать смысловые неясности. Агрессивно реагируют на навязывание готового ответа.
Личностные особенности одаренных детей:
1. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Опережающее нравственное развитие.
2. Острая реакция на несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и окружающим.
3. Богатая фантазия. Дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут четко развести реальность и фантазию.
4. Хорошо развитое чувство юмора (игра слов, несоответствия).
5. Эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны.
6. Легкость образования страхов.
7. Нередко развивается негативная самооценка, мотивация к избеганию неудач.
Физические характеристики одаренности.
1. Высокий энергетический уровень.
2. Низкая продолжительность сна.
3. Моторное развитие отстает от интеллектуального.
4. Астигматизм. Сложно менять фокусное расстояние. [41]
Наряду с особенностями одаренных детей Г. Мелхорн, Х.-Г. Мелхорн выделяют признаки, которые могут служить приметой выдающихся способностей, но отнюдь не гарантируют это. К ним относятся:
1. интерес к умственной деятельности;
2. компетентность, не свойственная возрасту;
3. поиск причин, объяснений, доводов;
4. пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;
5. разносторонние интересы и потребность в разнообразной информации;
6. обширные знания;
7. хорошая память;
8. богатая фантазия, воображение;
9. пристрастие к играм, требующим сконцентированного внимания и имеющим сложные правила;
10. хорошее владение языком, обширный словарный запас;
Читайте также:
Физиологические основы внимания
Идеалистические взгляды на природу внимания можно проследить в работах Г. Лейбница, И. Канта, В. Вундта и У. Джемса. С критикой идеалистических взглядов на природу внимания уже в 20-х годах выступает академик В.М. Бехтерев. Развивая матер ...
Семья аутичного ребенка
Аутичные дети, как правило, первые, а нередко и единственные в семье. Из-за отсутствия опыта родители долго не замечают особенностей ребенка. Третий год жизни является критическим для родителей, так как становится очевидной серьезность от ...
Требования к организации взаимодействия педагога с родителями
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую ...