11. чувство юмора, повышенный интерес к юмористическим рисункам, пристрастие к шуточным и остроумным рисункам;
12. повышенное чувство ответственности. [41]
Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходиться сталкиваться и со специфическими трудностями. Так, Уитмор выделяет следующие причины уязвимости одаренных детей:
1. Перфекционизм - стремление к совершенству, которое у одаренных детей проявляется очень рано. Для таких детей характерна внутренняя потребность совершенства.
2. Ощущение неудовлетворенности. Критически относятся к собственным достижениям.
3. Нереалистические цели. Часто ставят перед собой завышенные цели, не имея возможности достичь их, они начинают переживать.
4. Сверхчувствительность. Склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Часто воспринимают слова или невербальные сигналы как неприятия себя окружающими.
5. Потребность во внимании взрослых в силу природной, повышенной любознательности и стремления к познанию.
6. Нетерпимость. Склонны выражать нетерпение к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. [41]
Фактически в исследованиях этого направления творческая одаренность описывается через перечисление определенных личностных качеств. Это в определенной мере соответствует задаче диагностики и отбора, но ничего не говорят ни о природе творческой одаренности, ни о путях ее развития.
В современных исследованиях творческой одаренности предпринимается попытка преодолеть ограниченность указанных подходов: эти исследования характеризуются тем, что творческая одаренность признается многомерным явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы. Среди исследований этого направления можно указать работы Дж. Рензули, С. Каплан, Д. Сиск, К. Хеллер и др. Дж. Рензули считает, что одаренность является результатом взаимодействия трех факторов: способности выше среднего, или таланта; приобщенность к задаче; креативность. [69]
Подход к одаренности как к интегральному явлению был осуществлен А. М. Матюшкиным. А.М. Матюшкин считает, что одаренность является психологической предпосылкой творческого развития и становления творческой личности. Он выделяет «интегративную структуру одаренности», которая включает в себя следующие факторы:
1. доминирующая роль познавательной мотивации, которая выражается в форме исследовательской, поисковой активности;
2. исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;
3. возможность достижения оригинальных решений; оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемых решений;
4. возможность прогнозировать и предвосхищать, что обеспечивает возможность более быстрого достижения решений;
5. способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. Способность к оценке обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность. [37]
К синтетическому подходу в отечественной психологии могут быть отнесены работы Д.Б. Богоявленской, для которой основным показателем творческости является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творческости является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных заданий. [69]
М. А. Холодная выделяет следующие психологические компоненты одаренности:
1. познавательная потребность,
2. интеллект,
3. креативность,
4. мотивационные и личностные качества. [9]
К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд под одаренностью понимают «взаимодействие в определенный фиксированный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (факторов социального окружения), приводящее к возникновению потенциала развития в направлении выдающихся достижений». [9]
Данные авторы придерживаются многофакторной модели одаренности, включающей «индивидуальный, когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной или более из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности». [56]
Р. М. Милграм выделила структурную модель одаренности 4 х 4. Данная модель представляет собой попытку операционализировать концепцию одаренности. По Р. М. Милграм, одаренность является результатом комплексного взаимодействия когнитивных, личностно-социальных и социокультурных влияний. Согласно этой модели одаренность описывается в терминах категорий, уровней и сред. Две из четырех категорий раскрывают интеллект (общая и специфическая интеллектуальная способность) и две – оригинальность мышления (общее оригинальное/творческое мышление и специфический творческий талант). Из четырех упорядоченных уровней способностей один характеризует глубокую одаренность, другой – умеренную одаренность, третий – среднюю одаренность, четвертый – отсутствие одаренности. Выделяют три обучающие среды: дом, школа и община, взятые с учетом индивидуальных особенностей. [39]
Читайте также:
Общение и обособление в ранней юности
Несмотря на распространенность мнения о том, что одиночество чаще всего испытывают люди пожилого возраста, многие психологи (И.С. Кон, И.В. Дубровина, С.В. Кривцова и др.) считают это переживание возрастным новообразованием - специфически ...
Психологическая установка
Широкую известность получила выдвинутая и разработанная Дмитрием Николаевичем Узнадзе, его учениками и сотрудниками концепция психологии установки.
Как справедливо отметил Д.Н. Узнадзе - установка есть неосознанное состояние, предваряюще ...
Характерные особенности
социальных сетей
Термин «социальная сеть» был введен в 1954 г. социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом. Во второй половине XX в. это понятие начало активно использоваться на Западе в при исследованиях социальных связей и человеческих отношений, ...