К проявлениям профессиональных деструкций педагогов относят (по мнению Сыманюка Э.Э.):
1) авторитарность как централизация всего учебно-воспитательного процесса, использование авторитарного стиля педагогического общения;
2) демонстративность, стремление педагога быть все время на виду, даже в ущерб взаимодействию с учениками;
3) педагогический консерватизм и догматизм, развивающийся вследствие частого повтора одних и тех же типовых профессионально-педагогических задач;
4) педагогическая индифферентность, которая характеризуется эмоциональной сухостью и равнодушием к учащимся;
5) ролевой экспансионизм, проявляющийся в преувеличении роли и значения преподаваемого предмета;
6) поведенческий трансфер, который реализуется в проявлении черт ролевого поведения, присущего воспитанникам [24].
Выготский Л.С. в своих трудах так описывал психологию учителя: «Величайшая опасность, связанная с учительской психологией, заключается в том, что в личности начинает преобладать вторая сторона. Учитель начинает себя чувствовать в роли орудия воспитания, в роли граммофона, не имеющего своего голоса и поющего то, что подсказывает пластинка». Учительская профессия накладывает неизгладимые, типические черты на своего носителя.
Возможности такой профессиональной деструкции достаточно высоки в педагогической сфере, где педагог не только выполняет сложную работу, но и находится в постоянном напряжении по отношению к воспитуемым, их родителям и администрации. Профессиональное развитие сопровождается личностными приобретениями и потерями, развитию сопутствует и совершенствование, и разрушение. Следовательно, профессиональные деструкции объективно обусловлены. Профилактика и коррекция профессиональных деструкций предполагает повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, регулярное прохождение педагогами развивающей психодиагностики, самомониторинг своих профессионально важных качеств.
Читайте также:
Интеллектуальная активность
Однако, так как уровень способностей и творческая отдача не всегда коррелируют, возникла необходимость определения как интеллектуальной одаренности и продуктивности, с одной стороны, так творческой одаренности и продуктивности, с другой. ...
Психологическая структура судебной деятельности
Психологическая структура судебной деятельности складывается из:
1) познавательной, 2) конструктивной и 3) воспитательной деятельности суда
. Однако, если на предварительной следствии основной является познавательная деятельность, то в с ...
Биография А.Г. Асмолова
Родился 22 февраля 1949 г. Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. Кандидат психол. наук (1976), доктор психол. наук (1996), профессор (с 1996 г.). Работает в МГУ с 1972 г., в должности профессора кафедры общей психологии с 1992 г. Гла ...