Психоаналитическая социальная психология нашла свое выражение в различных теориях функционирования и развития группы, причем основной моделью выступала группа психотерапевтическая (Байон, У. Беннис и Г. Шепард), а также в представлениях о ведущих социальных мотивах поведения человека (У. Шутц, Т. Адорно). В целом, как отмечает П. Шихирев, "влияние идей фрейдизма и неофрейдизма невелико. Оно никогда и не было особенно значительным, а в последние два десятилетия неуклонно уменьшается" (132, с.79-80).
Символический интеракционизм - течение научной социально-психологической мысли, берущее свое начало не в индивидуально-психологических, а в социологических представлениях о социальном поведении человека. Интеракционизм опирается на взгляды американского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида. В его основе - последовательное понимание группы как целого. Эта целостность преобладает над индивидом. Поведение человека в группе анализируется и интерпретируется в рамках целостной групповой активности.
Основной интерес сосредоточен именно на осмыслении закономерностей социального процесса, который представляет собой не что иное, как интеракцию, взаимодействие людей в рамках конкретной социальной ситуации. Социальная ситуация - не просто контекст, она - значимый фактор взаимодействия. Опираясь на данные ему культурой символические средства, прежде всего язык, человек интерпретирует, называет ситуацию. В зависимости от того, как он ее интерпретировал, назвал, разворачивается взаимодействие между людьми. Особая заслуга интеракционизма в том, что он выделил в качестве важнейших чисто человеческие, символические аспекты общения - речь, жест, мимическое выражение чувства и другие. Социальное поведение человека признается принципиально отличным от стадного поведения животного. Как квинтэссенция символического поведения человека рассматривается социальная роль - устойчивая внешняя и внутренняя позиция одного человека в отношении другого или социальной системы в целом.
В рамках символического интеракционизма сформировались теории, имеющие огромное значение для современной социальной психологии. Прежде всего это теории ролевого поведения (Т. Сарбин, Э. Гофман, Р. Линтон и другие) и референтной группы как источника личных норм и ценностей человека (Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли).
Как уже было сказано, американская социальная психология, доминирующая в 30-50-е гг., внесла значительный вклад в развитие науки: произошло насыщение ее фактологией и методами исследования. Вместе с тем обозначилась и серьезная проблема: дальнейшее накопление лабораторного, материала уже не способствовало формированию общей социально-психологической картины мира, она расплывалась, распадалась на отдельные фрагменты и эпизоды, которые к тому же не всегда имели место в реальной жизни людей. Сама американская психология долгое время игнорировала эту проблему. Т"к, в середине 70-х гг. историк социальной психологии У. Саакян пишет: "Сегодня. социальная психология предстает во всем своем великолепии, когда общество зависит от нее в исследовании и решении главных своих проблем настолько, что предлагает ей достаточно грантов в надежде, что финансовая поддержка будет взаимовыгодна" (132, с.38).
Однако наряду с традиционной американской психологией, ориентированной на когнитивизм, развивается иная ветвь социально-психологического мышления. В начале 70-х гг. появляется концепция социального конструкционизма К. Дж. Гергена и его последователей. Для Гергена социальная психология - наука гуманитарного характера, что обусловлено двумя существенными обстоятельствами: "ценностная предвзятость" социально-психологического знания и исторический характер фактов, на которые это знание опирается. Анализируя фактологический и теоретический багаж американской социальной психологии (теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера, феномен послушания Мильграма, феномен конформизма Г. Аша и другие), Герген приходит к выводу, что "зафиксированные закономерности, а следовательно, и теоретические принципы жестко привязаны к текущим историческим обстоятельствам" (29, с.26). Занятие социальной психологией с точки зрения социального конструкционизма есть по преимуществу занятие историческое, направленное на систематизацию и объяснение современных социальных явлений. Причем объяснения эти носят обязательно оценочный характер: "Приверженность ценностям - неизбежный побочный продукт социального бытия, и мы как участники социального процесса, преследуя свои профессиональные цели, вряд ли можем отгородиться от ценностей общества. Видимо, лучший выход - это предельное внимание к собственной предвзятости и откровенность ее выражения" (29, с.24). Важнейшее следствие такого отношения к ценностному контексту научного исследования - введение этического аспекта в пространство социальной психологии как науки. Конструктивизм, по словам Гергена, "заключает в скобки проблему моральных принципов, поощряя. исследование практики в отношениях между людьми, позволяющей им достичь жизни, которую они считают "моральной" (132, с.363).
Читайте также:
Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная
деятельность – предпосылки и основание жизни личности в обществе
В качестве отправной точки при анализе проблемы природной и социальной детерминации личности, а также таких связанных с ней вопросов о роли социальной среды в развитии личности, ее жизненного пути, структуры личности, творчества, личностн ...
Особенности психической деятельности следователя при осмотре места
происшествия
Осмотр места происшествия представляет собой особую разновидность познавательной деятельности следователя, которая протекает в сложных условиях воздействия на психику различных негативных факторов. Это и внезапность вовлечения его в эту д ...
Понятие социально-психологического статуса, основные подходы к исследованию
статуса
Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус – социальное положение человека в общ ...