социальная психология когнитивный бихевиоральный
К основным теоретическим направлениям современной социальной психологии относится также символический интеракционизм. Он представляет собой американский вариант социальной теории, формирование которой началось в 20-е годы. Основоположником его считается Дж.Г. Мид (1863-1931).
Наиболее четко положения данного направления изложены в работах Г. Блюмера (1900-1987): человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям, эти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами, они являются результатом интерпретации окружающих символов.
Одна из основных идей интеракционизма заключается в том, что личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особая роль отводится коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широком понимании символ - это слово, жест, знак. Символическая коммуникация - начало человеческой психики, то, что выделяет человека из животного мира. Развитие личности рассматривается через усвоение различных знаковых систем.
В рамках данного направления также изучались проблемы референтных групп, структура и динамика формирования личности, ролевые теории, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности. Личность рассматривалась в двух аспектах: как автономная единица, проявление которой можно наблюдать в импульсивном поведении, и как зависимый социальный элемент, обнаруживающий себя в поступках, обусловленных ожиданиями окружающих.
Активное начало личности лежит в основе изменений не только самого человека, но и общества. И в этом смысле трансформацию общественных отношений можно рассматривать как случайную, не подчиняющуюся закономерностям. В силу своей специфики идеи интеракционизма внесли существенный вклад, прежде всего, в социологию - науку, изучающую общество во всех его проявлениях.
Читайте также:
Этапы общения
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
А) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
Б) Ориентировка в целях общения, ...
Задачи психологического исследования в понимании Сергея Леонидовича Рубинштейна
Рубинштейн, выявив ключевую проблему, без решения которой кризис не мог быть преодолен, – проблему сознания и деятельности, сумел вскрыть внутреннюю связь этих категорий благодаря раскрытию их единства через категорию субъекта.
Таким обр ...
Практические рекомендации для педагогов и родителей по взаимоотношению с
подростками, имеющими дисгармонизации характера
Исходя из результатов проведенного исследования, можно дать следующие рекомендации родителям и педагогам
по коррекции дисгармонизаций характера подростков.
1. Как можно чаще проявлять живую заинтересованность делами подростка, чтобы он п ...