• готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим, к рефлексивной деятельности, к проектированию коммуникативных умений и применению их в новой ситуации [200].
Психолого-педагогический взгляд на проблему обогащен знаниями, взятыми в теории информации.
При сопоставлении понятий "коммуникация" и "общение" становится очевидным, что для педагогических и психолого-педагогических исследований общение - это первоначальное, более широкое понятие.
В качестве функций коммуникативной культуры по отношению к человеку (вслед за А.И. Арнольдовым) мы выделяем:
1) интегративную (коммуникативная культура делает педагогическую личность членом научно-педагогического общества, интегрирует его в социально-научное сообщество);
2) дифференцирующую (педагогическая личность включается в педагогический процесс как яркая индивидуальность, желающая и способная вести равноправный диалог с научным обществом);
3) смысложизненную (с помощью коммуникативной культуры преподаватель обретает самого себя, строит стратегическую иерархию ценностей, на ее основе совершает новое порождение мира) [9].
Назначение коммуникативной культуры - раскрыть и развить сущностные силы преподавателя. Но так как педагог создает себя сам, то коммуникативная культура в этом процессе выступает формой его самопроектирования.
Иными словами, преподаватель, преобразуя окружающую среду при помощи коммуникативной культуры, понимаемой как технология и результат его деятельности, создает новые детерминанты своего поведения и преобразует самого себя. Как справедливо отмечает В.С. Библер: "Культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма детерминации нашей жизни, сознания, решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности" [23]. Самодетерминация определяет личную ответственность человека за свои поступки, сознание, мышление, судьбу и т.д.
Все вышеизложенное дает возможность вписать понятие профессионально-педагогической культуры в категориальный ряд: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности преподавателя вуза. Профессионально-педагогическая культура преподавателя предстает в качестве обобщенной характеристики разнообразных видов его деятельности, предполагая развитие способностей, интересов, ценностных ориентаций, способностей личности [90].
Таким образом, рассмотренные положения о месте педагога в коммуникативной культуре позволяют подойти к выводу, что, пребывая в коммуникативной культуре, он является ее субъектом, объектом, результатом, главной ценностью и основной мерой.
Проблема коммуникации нашла свое отражение в работах В.Н. Курбатова, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной. С их точки зрения, коммуникация есть процесс передачи кодированной информации от субъекта к объекту и носит деятельный диалогический характер [126, 127, 130].
Большое количество исследований (Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, Б.Ф. Ломов, Е.И. Рогов, С.И. Самыгин и др.) посвящено психолого-педагогической стороне коммуникации, понимаемой как психический процесс, который затрагивает эмоционально-чувственную сферу и познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление, воображение и выступает как единство коммуникативной культуры чувств и культуры мышления [6, 80, 137, 181, 172].
Читайте также:
Психология педагогической коррекции детской агрессивности
Повышенная агрессивность детей и подростков одна из наиболее острых проблем современного общества. Как не странно звучит, но это закономерное явление, ибо в обществе, где ломаются привычные устои в экономике и в духовно-нравственных сфера ...
Психологические особенности подростков, совершивших правонарушения
Еще недавно внимание специалистов в области права, психологии и криминологии было сосредоточено главным образом на тех особенностях подростков, которые характеризуются личностью в «норме». Психологические особенности несовершеннолетних пр ...
Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка
Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт. Следует чаще брать малыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, ...