Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания культуры поведения и отношений.
Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.
На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна "методика предвосхищения". Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его. Например: "Сейчас мы с тобой пойдем к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он в ответ тебе обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети", "Дети, вы, конечно, все помните, как нужно пройти по коридору в музыкальный зал, что бы не разбудить малышей? Я не сомневаюсь, что вы пройдете тихо". Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И пусть пока он еще много делает ради похвалы, бояться этого на данном этапе не следует. Похвала необходима каждому человеку, она укрепляет его уверенность в себе. Ребенку-дошкольнику это особенно важно.
На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета. Можно немного рассказать дошкольникам об истории возникновения этикета, о традициях культуры поведения у людей в разные времена и в разных странах и, конечно, о содержании этикета в группе детей.
Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.
Одной из задач воспитания культуры поведения и отношений является формирование самоконтроля в поведении детей старшего дошкольного возраста.
Ряд исследователей представляют самоконтроль как существенную сторону саморегуляции, как способность предупреждать возможные ошибки в деятельности и поведении и исправлять их; в основе самоконтроля лежит произвольность поведения, а ориентиром являются моральные нормы общества. Применительно к детям старшего дошкольного возраста содержание понятия "самоконтроль в поведении" можно конкретизировать следующим образом: умение ребенка предвидеть последствия предполагаемого поступка для себя, сверстника, взрослого, испытывать соответствующие эмоциональные переживания (чувство удовлетворения или стыда, благодарности или обиды и пр.), что позволяет либо утвердиться в его правомерности, либо изменить свое решение как несоответствующее ожиданиям окружающих. [10]
Следовательно, чтобы осуществить самоконтроль за своими действиями в конкретной ситуации, ребенку необходимо: осознать смысл ситуации и определить свой поступок в ней; выбрать моральное правило, регулирующее действия в этой ситуации; понять (осознать) справедливость этого правила как соответствующего необходимым действиям, его моральный смысл, личностную значимость; предвидеть (предвосхитить) последствия предполагаемого поступка; проявить волевое усилие, совершить поступок.
Содержание работы по воспитанию у детей начал самоконтроля заключает в себе:
• развитие у детей осознания нравственной ценности правил, регулирующих поведение, и использование их в своей деятельности;
• формирование у детей умения предвидеть последствия предполагаемого поступка, эмоциональных переживаний за него (чувства удовлетворения, радости, смущения, стыда, недовольства собой, гордости, чувства собственного достоинства);
• формирование у детей осознания личностной значимости поступков, заключающих в себе моральный смысл.
В формировании самоконтроля большое значение имеет обсуждение с детьми конкретных ситуаций, которые требуют поиска выхода из них, опираясь на моральные правила. Как один из активных приемов в беседах с детьми можно использовать моделирование, т. е. графическое изображение всех мыслительных актов действующего лица в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл. Сюжет рассказа о конкретном поступке литературного героя представляется в виде последовательных кадров, каждый из которых обозначается условным знаком-заместителем.
В нравственном воспитании детей педагог использует разные средства: проводит этические беседы, читает художественную литературу с последующим ее обсуждением, организует разнообразную деятельность. И при этом в каждом из них можно обнаружить присутствие оценочных воздействий.
Педагог использует оценку с разными целями: с ее помощью он выражает свое отношение к результатам деятельности ребенка, к его поступкам, отражающим наличие нравственно-волевых качеств, проявление гуманных чувств к сверстникам, подчинение установленным правилам, регулирует детские взаимоотношения. Следующее за оценкой пояснение раскрывает детям смысл и значимость конкретного поступка (так надо поступать не потому, что этого требует он, а потому, что это соответствует нормам отношений между людьми). Такие убеждения приводят к осознанию дошкольниками правильности или недопустимости тех или иных действий, справедливости педагога и служат руководством при самостоятельном определении ими требуемого поступка в складывающихся ситуациях, побуждают к повторению одобряемых педагогом поступков, сдерживают от нежелательных. Следовательно, оценка имеет ориентирующую и стимулирующую роль.
Читайте также:
Основные принципы психокоррекционой модели
В основе психокоррекционой модели помощи семьи лежит несколько принципов:
-индивидуальный подход. Объектом анализа и воздействия в рамках консультативной психологической помощи всегда является конкретная семья с присущими только ей особе ...
Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления
у детей дошкольного возраста в онтогенезе
Исследованию детского мышления посвящены многочисленные работы представителей отечественных и зарубежных психологических школ. В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию ...
Определение и содержание понятия «коммуникативная компетентность»
Если отталкиваться от слов, образующих понятие «коммуникативная компетентность» («компетентность в общении»), то:
При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и на ...