Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

Информация » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

Страница 7

• Общение и личность.

• Социально-психологические аспекты общения.

Кроме того, в целях предварительной ориентировки будущих специалистов в основных звеньях работы на спецпрактике, а также для формирования у них необходимого уровня мотивации к такой работе в программу спецкурса включена тема "Формы и методы профессионального социально-педагогического тренинга". При изучении этой темы студентам дается общая характеристика профессий, предъявляющих повышенные требования к коммуникативной компетентности человека. Особый акцент делается на профессии педагога. Разбираются такие виды активного социального обучения, как психодрама, ролевой тренинг, видеотренинг, тренинг невербального общения, анализируются механизмы формирования коммуникативных навыков и умений в процессе активного социального обучения.

Семинарские занятия предусматривали также не просто знакомство с представлениями и понятиями из области психологии обучения, но и приобретение некоторого опыта их практического использования.

Практикум "Активные методы социально-психологической подготовки к профессиональному общению" решал задачи формирования профессионально значимых психологических качеств, необходимых субъекту для эффективного педагогического общения. В общем виде, эти задачи можно определить как формирование и развитие профессиональной социально-психологической компетентности педагога, что с необходимостью включает в себя:

• выработку навыков анализа ситуации;

• развитие навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции в сложных ситуациях профессиональной деятельности;

• овладение профессионально значимыми коммуникативными умениями и формами поведения, такими как - экспрессивность, умение управлять контактом, свободное владение необходимым репертуаром социально-психологических ролей;

• выработку умений ориентировки в социально-психологических процессах в группе с целью управления этими процессами;

развитие навыков эмпатии и адекватной социальной перцепции. На основании этого была разработана программа:

1. Этап формирования групповой сплочённости, снятие коммуникативных "зажимов". Групповые упражнения этого этапа способствовали формированию необходимой для проведения тренинга психологической атмосферы.

2. Этап тренинга экспрессивных навыков. Тренинг экспрессивности начинается уже на предыдущем этапе, так как "экспрессивные" упражнения в большинстве своем направлены также на снятие психологических "зажимов" в общении. Здесь используются вербальные и невербальные техники, элементы ролевого тренинга. Кроме выработки навыков свободного выражения своих чувств и состояний достигается осознание невербальных компонентов коммуникации, что способствует развитию социально перцептивной сферы обучающихся.

3. Этап развития рефлексии и эмпатии. Тренинг рефлексии и эмпатии требует гораздо большей степени доверия и открытости общения между членами группы. Как правило, группа оказывается подготовленной к этому всей предыдущей работой: высокий уровень сплоченности и совместно пережитые на предыдущих занятиях положительные эмоции повышают степень принятия членами группы друг друга, снижается количество оценочных обратных связей, повышается мотивация к эмпатическому познанию друг друга.

Этап позволяет оптимизировать процесс осознания себя и характера своих взаимоотношений с людьми, подготавливается почва для ролевого тренинга - этап дает необходимый материал для дальнейшей индивидуализации тренинговой работы.

4. Этап ролевого тренинга и тренинга навыков управления контактом. В процессе работы участники не только отрабатывали тот или иной тип ролевого взаимодействия, но и получали задания на управление контактом (посредством смены роли).

5. Этап тренинга общения в сложных педагогических ситуациях. Работа осуществлялась методом психодраматического разыгрывания сложных педагогических ситуаций. На этом этапе тренинг наиболее индивидуализирован, он является наиболее сложным и продолжительным во всем цикле занятий.

6. Заключительный этап полностью основан на групповом обсуждении результатов тренинга: личные отчеты участников, обратные связи и т.д.

Особое внимание уделяется созданию положительной эмоциональной атмосферы в финале цикла, а также повышению субъективной уверенности каждого в значительности своих личных достижений, что способствует лучшему переносу полученных коммуникативных навыков и умений в ситуации реальной профессиональной деятельности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Читайте также:

Влияние Интернет-зависимости на личность подростка
Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности кон ...

Беда в семье: дети и подростки с соматическими заболеваниями
Известно, что свыше 10% детей и подростков в современном обществе страдают соматическими болезнями, причем у 5% из них психические и эмоциональные расстройства, возникшие на почве длительного течения соматической болезни или ее выраженнос ...

Классификация состояний
Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется н ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта