Для осуществления этих этапов были созданы банки психологических упражнений:
• банк упражнений на сплочение и снятие "зажимов";
• банк упражнений для развития экспрессивности поведения;
• банк упражнений, направленных на развитие навыков рефлексии (рефлексивные и проективные техники);
• банк упражнений, требующих эмпатийного познания партнеров (техники "обратных связей");
• банк упражнений на развитие умений управления контактом.
Таким образом, проделанный обзор все расширяющейся практики обучения педагогическому общению и формирования коммуникативной культуры у будущих специалистов с помощью активных методов (групповая дискуссия, игровые ситуации, управленческие и организационные игры, видеотренинг и т.п.), рассматриваемых здесь, прежде всего, в качестве одних из современных методов совершенствования подготовки к профессиональному общению, позволил раскрыть психологическую суть и возможности данного явления, отчетливо увидеть перспективы и тенденции развития этого важного направления научно-практической деятельности в системе образования.
Можно сделать следующие выводы:
- вся совокупность компонентов, составляющих коммуникативную культуру личности (культура речи и культура мышления, эмоциональная и эстетическая культура, нравственная и физическая и т.д.) определяет жизнь человека-человека и учителя-профессионала;
- успех в организации познавательной деятельности напрямую связан с умениями педагога видеть многогранно, мыслить нестандартно, ставить вопросы самостоятельно и неожиданно, отвечать точно недвусмысленно, излагать доступно и выразительно, слушать доброжелательно и понимающе, то есть с умениями, опирающимися на языковое сознание, культуру речи;
- зависимость результатов педагогической деятельности от установки на совместную деятельность педагога и учащегося и определяет главенство коммуникативной культуры. Коммуникативные умения, обеспечивая решение задач общения в условиях диалогической и монологической речи педагога, составляют основу его профессиональной речевой культуры.
- коммуникативная культура базируется на основных принципах педагогического общения, которое:
• представляет собой взаимосвязанную систему психологических функций деятельности, практических методов и средств для самореализации личности;
• может рассматриваться как вид деятельности и как процесс;
• является системой (приемы и навыки) организационного социально-педагогического взаимодействия педагога и воспитываемого;
• представляет собой обмен информацией по содержанию, сопровождаемый оказанием воспитательного воздействия с помощью коммуникативных средств.
Читайте также:
Представления античных и средневековых философов о душе и сознании
Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. Известный психолог конца XIX – начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно – у психологии огромная предыстория и очень короткая история ...
Коррекция мнестической деятельности у старших дошкольников с ОНР
Данные психолого-педагогической диагностики детей с общим недоразвитием речи позволяют специалистам определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого ребенка наиболее подходящие индивидуальные ...
Фрейд и Адлер
Первая из многочисленных размолвок, которыми было отмечено начало истории психоанализа, произошла между Фрейдом и Адлером. Изначально различия между этими двумя направлениями не казались столь глубокими, поэтому, когда в 1910 году венское ...