Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Изучением детского рисования начали заниматься в конце 19 века. Особенно этим вопросом стали интересоваться в первой трети 20 века.
Популярность этих методик Г.Т. Хоментаускас объясняет несколькими причинами:
1. Процесс рисования оказывает исключительное растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, возникающее при психологическом обследовании, способствует установлению эмоционального контакта с ребенком.
2. Рисунки удобны в применении: во-первых, ребенок как бы сам фиксирует свои действия при помощи карандаша, движения мысли. Это дает возможность психологу больше обращать внимание на изменения эмоционального состояния исследуемого, отмечать особенности процесса рисования.
3. Рисуночные методики – высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других, какие чувства он переживает.
4. Процесс рисования особенно при изображении значимых для ребенка ситуаций, обладает психотерапевтическом действии. В рисунке ребенок как бы избавляется от личного напряжения, проигрывает возможные решения ситуаций. Практическое использование рисуночных методик требует детального изучения опыта их применения и главное критического осмысливания принципов интерпретаций рисунков. Проблемой интерпретаций рисунков занимались У. Вольф, У. Холс, Л. Корман, Р. Бернс, С. Кауфман.
В различных рисуночных методиках: последовательность рисования, пространственное расположение, состав, отличие между графическими презентациями в форме, пропорциях, деталях, и прежде всего в величине. Анализируется также и процесс рисования: паузы, стирание, комментарии. Интерпретации опираются на различные теоретические предпосылки, эмпирический материал исследования.
Если интерпретировать последовательность, то ребенок начинает рисовать с более значимого лица и заканчивает менее значимым. Пространственное изображение является показателем эмоциональной близости, отсутствие какого-либо члена говорит о стремлении избавится от эмоционально неприемлемого человека. Несоответствия отношения величин в рисунке реальному положению вещей указывает на то, что величина детерминирована в большей мере психическими факторами, чем факторами реальности. Изображение других больше себя, говорит о восприятии их доминантности. Рисование большим себя – чувство своей доминантности.
Значительное место в интерпретационных схемах отводится интерпретация особенностей нарисованных членов группы. Ее основой является работа К. Маховер. В определенной смысле человек идентифицируется с каждым человеком, которого рисует, поэтому значимые для него функции, конфликты, связанные с конкретными частями тела, проявляются при изображении не только себя, но и других людей. Особенности графических презентаций членов группы выражают чувство ребенка к ним, то, как ребенок их воспринимает.
Степанов утверждает, что предложенные К. Маховером категории интерпретации рисунка могут быть использованы в практике. Однако он подчеркивает, что таким образом возможно выявление неких общих тенденций, но не постановка точного психологического диапазона.
Интерпретация особенностей фигур. Голова на рисунке расценивается как сфера интеллекта, воображения, а также волевого управления. Даже очень маленький ребенок считает голову чрезвычайно важной частью тела. Он чувствует, что умелость, ум, взрослые как-то связаны с головой. Поэтому наделение фигуры маленькой головой свидетельствует о переживании своей интеллектуальной неадекватности. Нечеткое изображение головы - показатель застенчивости, робости. Если голова изображена в последнюю очередь, возникает подозрение в существовании каких-то межличностных конфликтов.
Шея – орган символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Шея появляется в детских рисунках не сразу. Сначала ребенок рисует голову, приклеенную к туловищу, потому что в их жизни еще не заняло прочного места та функция, которую на рисунке символизирует шея.
Плечи и их размеры – признак физический силы и потребности во власти. Чрезмерно крупные плечи отражает ощущение большой силы, маленькие – малоценности, ничтожности, причем не только в физическом плане. Угловатые плечи – свидетельство чрезмерной тревожности.
Туловище – сосредоточение жизненных сил. Угловатое или квадратное – мужественность; слишком крупное – наличие неудовлетворительных, остроопазнаваемых потребностей; ненормально маленькое – симптом униженности. Лицо включает глаза, уши, рот и нос. Тщательно выделенное, проработанное лицо свидетельствует о сильной озабоченности своим внешним видом, отношением с друзьями. Подчеркнутый подбородок – потребность в доминировании. Слишком крупный подбородок свидетельствует о стремлении компенсировать ощущаемую слабость, нерешительность.
Читайте также:
Динамическая теория личности и группы К. Левина
Теория немецкого психолога К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, ...
Психологический портрет врача
Профессия врача предъявляет требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью ...
Методологические основы системы
психолого-педагогического сопровождения
На современном этапе методологическими основами системы психолого-педагогического сопровождения выступают:
· Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход[5],[6],[7], определяющий приоритетность потребностей, целей и ценнос ...