++ - уровень характерен и актуален для данного этапа;
+ - уровень лишь частично характерен и актуален для данного этапа – как возможно, но не как закономерность.
Анализ таблицы 1.1.1 показывает, какую огромную психологическую нагрузку в части профессионального самоопределения получает безработный. Человек, не прошедший со школьной скамьи обязательные этапы самоопределения, не готов к решению столь сложных задач в период, когда он оказывается безработным.
Старшеклассники в большой степени озабочены успеваемостью в школе и большими конкурсами при поступлении на учебу. Это свидетельствует о том, что на рынке труда все более востребованными становятся знания, и взрослеющий человек осознаёт это. Для значительной части старшеклассников возможность выбора желаемой профессии ограничивается их успеваемостью. При большом конкурсе в образовательных учреждениях на престижные профессии шансы выпускников со слабой образовательной подготовкой значительно уменьшаются, и это хорошо понимают сами выпускники.
По результатам анкетирования, проведенного в г. Красноярске сотрудниками кафедры социологии в 1999 г., можно определенно сказать, что большая часть старшеклассников к моменту окончания школы уже определилась с выбором будущей профессии, в то время как учащиеся 8-х классов затрудняются с ответом.
Таблица 1.1.2 - Профессиональные предпочтения учащихся старших классов школ г. Красноярска (количество опрошенных – 142 чел.)
ПРОФЕССИЯ |
Возможный выбор |
Желаемый выбор |
К числу опрошенных в % | ||
Юрист Экономист Бухгалтер Автомеханик Парикмахер Продавец Программист |
18,5 13,4 11,2 9,8 5,6 4,2 4,2 |
15,5 2,1 8,4 9,8 5.6 1,5 4,2 |
Из таблицы 1.1.2 видно, что предпочтение ребят, отражая индивидуально-групповое разнообразие, находятся в русле общецивилизованных и общефедеральных процессов.
Выбор школьником профессии обусловлен многими обстоятельствами. Даже когда этот выбор делается самостоятельно. На подростка влияет его предшествующий опыт (учебный и, в самое последнее время все чаще, трудовой), воздействуют мнения и советы родителей и родных и др. Поэтому самостоятельность выбора, обычно подчеркиваемая многими старшеклассниками, это скорее социально-психологический феномен (демонстрация автономности и независимости молодого человека), чем реальный факт .
В современных условиях имеет мало шансов на успех абстрактная, не персонифицированная, не связанная с индивидуальными личными способностями и интересами каждого старшеклассника и, тем более, проводимая в назидательно-директивном тоне пропаганда профессий. Сохранение и даже поддержание иллюзии самостоятельного выбора – не обман молодого человека, а отклик на его социально-психологический настрой.
Профориентационную работу нужно активно вести и среди родителей, учитывая их влияние на профессиональное самоопределение своих детей.
Выбор будущей профессии усиливает ориентацию школьников на специализацию и дифференциацию обучения, что начинает расходиться с традиционными установками школы на общее образование.
Очевидно, выражено стремление школьников к овладению не конкретной профессией традиционного образца, а к приобретению разнообразных практических умений и навыков, которые пригодятся в любой профессии и вообще в жизни. Сюда, по мнению учащихся, относятся: умение работать на компьютере, водить автомобиль, шить, вязать, готовить, вести себя в обществе и т.д
В соответствии с приоритетным запросом школьников на первый план выходит первичная профподготовка по общим трудовым, технологическим и экономическим основам современных профессий, подготовка по профилям «Хозяин дома», «Хозяйка дома», «Экономическая культура».
Учащихся особенно не устраивает утрата школой и УПК некогда важной роли в сборе и пропаганде информации о различных профессиях, учебных заведениях, предприятиях и фирмах города, района, о ситуации на рынке труда.
Жизненные планы молодежи – явление сложное и многогранное. Применительно к выпускнику школы можно выделить два направления: продолжение учебы и начало работы. Как показали исследования, подавляющее большинство (85%) намерено продолжить учебу, 10% планируют идти работать, остальные – затруднились с определенным ответом.
Читайте также:
Борьба с фобиями
Понятно, что с проблемой фобий нужно бороться. Но возникает вопрос, можно ли. Ну если и не бротся с ними, то воздействовать на них можно. Выделяют 2 основных способа воздействия на фобии:
1. Терапевтическое (с помощью медицинской помощи) ...
Личностные изменения ребенка, возникающие при поступлении в школу
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется ...
Социально-психологические характеристики групп
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые находятся в реальных социальных группах, она выявляет специфику воздействия на личность определенной социальной группы. Для личности группа важна из-за т ...