Основными направлениями профориентационной работы классного руководителя являются:
1) Изучение личности учащегося.
2) Ознакомление их с различными видами труда и профессиями.
3) Организация практической деятельности учащихся.
4) Индивидуальная консультационная работа.
Изучение личности осуществляется на протяжении всего периода обучения их в школе, учитывается влияние индивидуально-психологических особенностей на формирование профессиональных интересов и намерений.
По мнению Климова Е.А. и Арутова И.Р., «… большое внимание следует обратить на вопросы изучения функционирования человека как субъекта трудовой деятельности на разных возрастных этапах его развития»/16,17/.
Цель изучения личности учащегося заключается в подборе наиболее соответствующего его индивидуальным особенностям вида профессиональной деятельности, профессиональной подготовки.
При изучении учащегося используются следующие методы:
- анкетирование
- индивидуальные беседы
- наиболее четкое наблюдение за учебой и внеклассной деятельностью
- анализ сочинений по тематике «Кем быть?»
С помощью этих методов выясняются следующие данные об учащемся: направленность, проявляющаяся к разным видам деятельности, моральные качества, специальные способности (например, к литературе, иностранным языкам, технике и т.д.), особенности профессионального самоопределения, выражающиеся в характере обоснования сделанного выбора профессии, уровень подготовленности и выбора, совпадение познавательных и профессиональных интересов.
При ознакомлении учащихся с различными видами профессионального труда классный руководитель предусматривает проведение бесед, встреч с представителями различных профессий, экскурсий, пионерских сборов и комсомольских собраний по вопросам выбора профессии. В зависимости от возраста учащихся классный руководитель определяет тематику и содержание проводимых мероприятий. Например, в начальных классах следует знакомить учащихся с профессиями окружающих производств и профессиями родителей, с видами труда, в средних классах – с конкретными профессиями данного экономического района; в старших классах – проводить более углубленные беседы о содержании труда по профессиям, о расположенных рядом со школой предприятиях и их учебных заведениях.
В пределах каждой сферы можно привести примеры взаимосвязи учебной и трудовой деятельности при освоении профессии, перспективы профессионального роста и т.д. Содержание профессии следует раскрыть по следующей схеме:
1) Общие сведения о профессии (краткая характеристика отрасли народного хозяйства, в состав которой входит данная профессия; потребности в кадрах по данной профессии; перспективы развития профессии).
2) Содержание профессии (объекты, средства и продукты труда; основные функции, из которых складывается трудовая деятельность; условия труда).
3) Требования, предъявляемые физическим и психологическим особенностям человека к состоянию здоровья, к общеобразовательному уровню молодого специалиста.
4) Пути получения профессии (краткая характеристика учебных заведений, ПТУ, техникумов, вузов; возможности повышения квалификаций на предприятии; примеры лучших представителей данной профессии).
В ходе занятий необходимо рассказывать и о возможных препятствиях при выборе профессии. Таковыми могут быть слабая учебная подготовка, медицинские противопоказания, отсутствие знаний о требованиях избираемой профессии к человеку, ее содержание.
Читайте также:
Познание мира в ощущениях и восприятии
Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой или существенной, называется такая инф ...
Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения
старшеклассников
Как же осуществляется психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения старшеклассников?
Прежде всего, определим, что же такое психологическое сопровождение. Согласно «словарю русского языка» «сопровождать - ...
Функциональное понимание аффективных явлений
эмоция чувство аффективный
Эмоция способна придать значимость породившей ее ситуации. Это положение нуждается в уточнении. В самом деле, если эмоция является расстройством поведения, плохо адаптированным актом, каким же образом она может ...