- устойчивость внимания определяется продолжительностью сосредоточенности сознания на каком-либо одном объекте. Хорошо известно, что внимание подвержено периодическим колебаниям – в среднем от 2 до 12 секунд (утомление и адаптация органов чувств). В условиях занятий или предметного общения непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15-20 минут, что необходимо учитывать при ведении допроса, вовремя изменяя доминанты темы беседы;
- переключаемость внимания – важная характеристика для профессиональной юридической деятельности, позволяющая быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, оперативно перестраиваться по ходу запланированной работы; переключаемость позволяет поддерживать внимание на должном уровне за счет смены видов деятельности: чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей;
- внимательность лежит в основе профессинально значимых свойств личнсоти юриста: любознательности, наблюдательности, высокой работоспособности и творческой активности.
Мышление – это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира
. Это наиболее сложный из познавательных процессов, благодаря которому в сознании человека отражаются не только форма, но и сущность тех или иных объектов, их внутренние связи и закономерности развития. Подробно мышление, его функции, структура и этапы описаны в соответствующей психологической литературе, изучите (повторите) самостоятельно.
Многие вопросы, в разрешении которых принимают участие юристы, имеют остроконфликтный характер, что может негативно сказываться на характер их мышления.
Требования к мыслительным способностям юриста:
- познавательная активность, легкость генерирования идей;
- глубина и широта мышления;
- проностичность и рефлексивность мышления;
- гибкость, подвижность мыслительных процессов;
- самостоятельность мышления.
Способы активизации мыслительной деятельности:
- стимуляция мотивов мыслительной деятельности;
- активное включение в поисковую деятельность;
- вербализация мыслительных процессов в сочетании с упорядочением информации;
- метод проигрывания ролей;
- отсрочка;
- метод группового стимулирования мыслительных процессов.
Эмоционально-волевая сфера
является также чрезвычайно важной, так как оказывает мощное влияние на поведение личности, способствует формированию и совершению противоправных действий, активно участвует во всех следственных и судебных процедурах, формировании феноменов «раскаивания» и «перевоспитания». Нередко эмоциональные состояния и чувства тяжело переживаются, вызывая у людей глубокие нравственные страдания. Иногда это может рождать побудительную силу, толкающую человека к агрессивным формам реагирования, насильственным действиям. Подобные эмоциональные состояния должны учитываться судом и, согласно законодательству (ст. 61 УК РФ), в некоторых случаях рассматриваться в качестве смягчающего наказание обстоятельство.
Эмоция (лат. – волную) – это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему.
Эмоции отражают личностное оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, они всегда связаны с удовлетворением или неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Выходя из под контроля сознания, эмоции оказывают сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, нередко препятствуя осуществлению им своих намерений, выполнению профессиональных обязанностей, влияют на его здоровье.
Чувства
в отличие от эмоций,
являются более емкими, социально и интеллектуально насыщенными проявления психики. Они определяются социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими на формирование личности, и характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний. Именно поэтому мы говорим не об эмоциях, а о чувстве долга, патриотизма, сострадания.
Читайте также:
Роль раннего возраста в одиночестве взрослых
Длительный опыт одиночества со своей стороны может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Последствие одиночества для самооценки личности ещё больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характерист ...
Психологическая типология темперамента
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщённых портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью мо ...
Задачи воспитания культуры поведения и отношений
Одной из первоочередных задач нравственного воспитания дошкольников является воспитание культуры поведения и отношений. "Программа воспитания и обучения в детском саду" [ 6 ] нацеливает взрослых на воспитание дружеских взаимоотн ...