Судебно-психологическая экспертиза – это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом-психологом – в отношении человека или ситуации. СПЭ назначается определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по делу, а именно заключения эксперта – психолога.
Судебно-психологическая экспертиза является комплексным психологическим исследованием с использованием широкого перечня методов. В каждом отдельном случае выбор методов исследования определяется характером поставленных судом перед экспертизой вопросов.
В процессуально содержательном плане различают следующие типы экспертиз:
1. по месту проведения (амбулаторная, стационарная, в суде);
2. по формально-процессуальному аспекту (первичная, дополнительная, повторная);
3. по процессуальному положению подэкспертного (экспертиза обвиняемого, экспертиза потерпевшего, экспертиза свидетелей и т.д.).
Изложение результатов экспертизы начинается с данных психобиографического исследования, подчеркивая те сведения, которые имеют непосредственное отношение к решению поставленных судом перед экспертом вопросами. Формулировка ответов на вопросы должны осуществляться на основе результатов конкретного обследования и делаться в целенаправленной форме, закономерно отражающей все предшествующие обсуждения и не вызывающей сомнений в резюмированном обобщении.
1. Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное экспертом на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу.
Предметом судебно-психологической экспертизы является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.
Объектом судебно-психологической экспертизы является психологическая деятельность здорового человека.
В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля).
К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:
1. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий, руководить ими;
2. установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
3. Установление способности потерпевших по делам об изнасиловании (в том числе малолетних и несовершеннолетних), правильно понимать характер и значение совершенных с ними действий и оказывать сопротивление.
4. Установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных непатологических эмоциональных состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способных существенно влиять на его сознание и деятельность;
5. Установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством а период. предшествовавший его смерти, психического состояния, предполагавшего к самоубийству, и определению возможных причин возникновения этого состояния;
Читайте также:
Рак
В Швеции каждый год примерно 250 детей и подростков заболевают раком. Примерно треть диагнозов составляет лейкемия, четверть — опухоли ЦНС и другие. В последние десятилетия прогноз по поводу рака улучшился Раньше это была смертельная боле ...
Обзор авторских программ раннего развития
Для развития ребенка в раннем возрасте существуют авторские программы. Некоторые из них широко известны а некоторые нет.
• Методика Никитиных
Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Бо ...
Этапы общения
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
А) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
Б) Ориентировка в целях общения, ...