Но есть и другой путь: обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.
Это - общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей. Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, то есть при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.
Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.
Отталкиваясь от предложенного выше понятия «игра», представляется возможным на этой основе конкретизировать определение понятия «спортивные игры».
Спортивные игры – это индивидуальные или командные виды игр, в которых действия соперников направлены на овладение и действия (определяемые правилами игры) с общим для всех участников предметом игры с целью достижения победы над соперником.
Такое определение будет соответствовать принятому в теории спорта определению понятия «вид спорта», под которым понимается «…сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, отличающийся своим конкретным предметом состязания…» [27].
Близкое по значению определение спортивных игр дается в немецком толковом словаре спортивных терминов, где под «спортивными играми» понимается «… социальная двигательная активность, свойственная людям, в которой объединены компоненты спорта (соревнования) и собственно игра» [51].
В предлагаемой формулировке определения спортивных игр присутствуют два существенных признака. Один позволяет выделять и отличать спортивные игры от других видов спорта – это наличие общего для всех участников предмета игры (суть игры), посредством которого набираются необходимые для победы в соревновании очки, баллы, голы, шайбы и т.п.
Второй – определяющий существенный признак спортивной игры (суть спорта), позволяет выделить из всей массы разнообразных игр, игровой деятельности наличие специфической спортивной цели игры – победы над соперником, которая соответствует узкому определению спорта как собственно соревновательной деятельности.
В современной теории и методике спортивных игр существует множество определений игры, например: «исторически сложившегося общественного явления, самостоятельного вида деятельности, свойственной человеку», которые носят общий характер и не позволяют определить ее место среди физических упражнений и других видов деятельности [5].
Общепринятого определения понятия «спорт» в современной литературе мы не обнаружили. Практически каждая работа, посвященная фундаментальным проблемам спортивной деятельности, содержит свое определение, подчеркивающее те или иные стороны этой деятельности. Например, в Толковом словаре спортивных терминов в статье «Спорт» говорится: «Спорт - составная часть физической культуры; средство и метод физического воспитания человека; соревновательная деятельность и подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью» [32]. Имеется шесть различных определений спорта, в том числе: «Игровое состояние или другое приятное времяпрепровождение, требующее некоторого мастерства и определенной физической подготовки» [32]; «совокупность взглядов, мероприятий, средств и деятельности, направленной на достижение высоких результатов в соревнованиях»; «система организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по различным комплексам физических упражнений». Авторы словаря останавливаются на следующем определении: «Спорт есть специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека» [32].
Читайте также:
Отечественный опыт профориентации
Теперь рассмотрим основные этапы развития профориентации в России с конца XIX в.
«Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус)» ...
Психологическая типология темперамента
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщённых портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью мо ...
Социальный характер
Социальный характер предопределяет, какие идеи и ценности, какие идеологические системы будут восприняты его носителями. Причём на основании характеров разных обществ — или классов внутри общества — развиваются и обретают силу разные идеи ...