В период дошкольного детства взрослый (особенно значимый) является для ребенка непререкаемым авторитетом. Дети смотрят на многие поступки сверстников глазами взрослого, и если педагог оценивает тот или иной поступок положительно, то и они воспринимают его как образец для подражания; отрицательная оценка взрослого становится таковой и для них. Более того, если воспитатель, допустим, положительно оценивает рисунок ребенка, но не дает оценки результату рядом сидящего сверстника, то тот зачастую сам обращается к нему: "А у меня так? А у меня правильно? Красиво?", т. е. налицо потребность дошкольника в одобрении педагога.
То же самое можно сказать и об оценке личностных качеств воспитанников педагогом. Если он к тому же, оценивая их поступки, использует такие эпитеты, как "добрый", "внимательный", "ласковый", порой приводя сравнение с полюбившимися литературными героями: "Наша Вера — настоящая Машенька-рукодельница", "Ну ты у нас как Крошечка-хаврошечка, заботливая хозяюшка", "А Дениса по праву можно назвать "Мальчик-Помогай", то дети при этом испытывают добрые чувства (в их памяти оживляются пережитые ранее эмоции, вызванные при восприятии художественного произведения).
Другой важной особенностью оценки является то, что она, адресуясь кому-либо из детей, в преобладающей мере звучит в окружении сверстников, и потому ее воздействие не ограничивается влиянием на оцениваемого ребенка. Ребята проникаются гуманным отношением к этому сверстнику и повторяют подобные поступки, стремясь заслужить похвалу педагога. Причем восприятие оценки детьми любого действия сверстника "разливается", т. е. переносится на личность оцениваемого. Так, если педагог говорит: "Вася, как ты хорошо нарисовал!", то дошкольник начинает считать Васю хорошим, а следовательно, с ним можно играть, дружить и т. д. Вот почему в течение дня очень важно почаще пользоваться положительной оценкой, чтобы оказывать влияние на складывающиеся взаимоотношения между детьми, развивать у них тяготение друг к другу. Следует находить поводы, чтобы дать положительную оценку каждому ребенку. Следовательно, правильно пользуясь оценкой, педагог имеет возможность управлять поведением воспитанников и способствовать развитию у них гуманных чувств и отношений.
Нами изучен опыт работы Муниципальных образовательных учреждений г. Рязани. [14; 22] Приоритетным направлением работы этих детских садов является социально-нравственное воспитание дошкольников. Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим – непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить ребенка от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическое здоровье. В результате дети не учатся понимать окружающих его людей, сочувствовать им. Поэтому педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.
Было предложено изготовление куклы Хорплоши (вывортной или двусторонней). Одна сторона – хорошая, добрая, а другая злая.
Полноценное восприятие Хорплоши как живого существа способствует обогащению жизненного опыта ребенка, формированию его нравственно-моральных качеств.
С этой куклой проводились занятия (Приложение 2), оформлялся уголок с детскими рисунками и правилами поведения.
Изучен опыт детского сада г. Москвы [26] по проведению занятий по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста (Приложение 3), основная цель которых – научить правилам вежливости и приучить детей к большей самостоятельности в поступках и мыслях. Авторы статьи убедительно доказали, что после проведения занятий дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым. Речь детей стала более образной. После проведенной работы был сделан вывод, что если ребенку просто сообщают правила поведения – это может пройти мимо его сознания; то, до чего он додумался сам (его собственное "открытие"), остается навсегда.
Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.
Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.
Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.
Читайте также:
Достоверность теста
Особой разновидностью валидности является достоверность, которая требует специальных усилий и процедур по ее обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит 6 тестовые результаты сам испытуемый, руково ...
Формирование отношений больного с церебральным параличом с членами семьи и
посторонними людьми
Как уже отмечалось, для любого ребенка самым важным человеком для постижения окружающего мира, формирования отношений к нему является мать. Самыми значимыми, во многом определяющими отношения с другими людьми, являются отношения с ней, с ...
Избавление от неполноценных лиц как форма самозащиты человека и государства
в древности
В разные исторические эпохи восприятие здоровыми согражданами лиц, имеющих физические и психические недуги, имело свои особенности и складывалось по-разному. Так, история отношений к аномальным детям в Древних Греции и Риме свидетельствуе ...