Младший школьный возраст характеризуется несколькими путями «оценивая себя»:
1. Оценка себя путем сопоставления уровня притязаний с объективными результатами своей деятельности.
2. Оценка себя через сравнение себя со сверстниками. Оценивая себя, ребенок вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только собственные достижения, но и социальную ситуацию в целом.
3. Оценка себя путем интериоризации чужих оценок. Представление о себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие. Под влиянием благоприятных мнений самооценка повышается, неблагоприятных понижается.
4. Оценка себя через сравнение себя с самим собой.
5. Оценка себя через сравнение «Я - реального» и «Я – идеального».
Таким образом, оценивание можно рассматривать в этом возрасте на двух уровнях:
1 уровень - через соотнесение самого себя с другими людьми, т.е. «Я и другой»;
2 уровень - соотнесение происходит в рамках «Я и Я» [16,97].
Исследуемый возрастной период один из самых ранних и ответственных в плане развития и формирования самооценки, так как для младшего школьника характерна тенденция к развитию и расширению сферы «Я».
А. Валлон, давая оценку общему развитию личности в этот период, писал, что он менее ярок и богат; в этот период деятельность и любознательность ребенка направлена во внешний мир, которая ведет личность ребенка все к большей самостоятельности [43,28].
В исследованиях отечественных психологов показано, что младший школьный возраст в процессе общего психического развития и самооценки в частности, идет равномерно, без скачков, кризисов [26;28;38;41]. В это время происходит постепенное накопление психических качеств, «осознание своих психических свойств», которые подведут ребенка к сложному моменту его развития в подростковом возрасте. Таким образом, данный период количественных и качественных усложняющихся, уточняющихся представлений о своём «Я».
В.С. Мухина писала, что на каждом возрастном этапе продолжается развитие изначальных характеристик, определяемых как «притязания на признания» своего «Я» – своего имени, своих внешних и физических данных, своей внутренней психологической сущности [38,148]. В ходе социального и индивидуального развития младшего школьника, в процессе социализации, происходит понимание и оценка перечисленных выше характеристик. Но появление таких новообразований в данном возрасте как рефлексия и интроспекция (самонаблюдение) приводят к тому, что младший школьник меняет взгляд на окружающий мир, вырабатывает свои собственные взгляды, собственное мнение, представление о ценностях. Говоря о ценностных характеристиках, имеется в виду психологическая категория, которая выражает избирательное отношение индивида, в том числе и ребенка, к материальным и духовным явлениям, к социальному окружению.
Д.И. Фельдштейн в рамках социального развития ребенка выделяет два основных типа позиций ребенка по отношению к обществу: «Я в обществе» и «Я и общество» [4,34]. В социальной позиции «Я в обществе» реализуется потребность в приобщении себя к обществу, рассмотрения себя среди других, утверждения себя среди других, самореализации. «Я и общество» – это некая социальная позиция, в которой реализуется определении своего места в обществе, в общественном признании, осознании своего «Я» в системе равноправных отношений с другими людьми.
Н.Е. Анкундинова отмечает особенность оценочной деятельности учащихся младших классов. Она состоит в том, что школьник отчетливо стремиться к переоценке своей учебной и других видов деятельности, так и отдельных качеств и свойств его личность [30,47]. Данное стремление может быть вызвано тем, что младший школьник пытается получить одобрения своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям со стороны взрослых. С другой стороны, стремлением быть призванными в среде сверстников, как отмечает В.С. Мухина: «Притязание на признание у сверстников обусловлено сложными отношениями, в которых переплетаются отношения возрастной приязни к сверстнику и отношение соперничества»[38,147].
Стремление «быть как все» возникает из-за многих условий, особенности которых можно проследить в групповом методе работы детей, где индивидуальность каждого теряется; желанием вписаться в общество «себе подобных». Стремление «быть лучше, чем все» проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, получить признание своих трудов, т.к. успехи становятся предметом постоянного интереса и обозрения со стороны окружающих, и в первую очередь в классе, среди сверстников. Поэтому по результатам полученных отметок, дети начинают сравнивать друг друга, тем самым, обеспечивая превосходство одних над другими. В результате у одних детей появляется злорадство, а у других чувство зависти, что отражается на взаимоотношениях и как следствие - неадекватные самооценки: завышенные или заниженные. Таким образом, проблема взаимоотношений в группе сверстников, как собственно и в других социальных группах ближайшего окружения определяет адекватность оценочных отношений между её членами.
Читайте также:
Процесс развития речи в дошкольном возрасте
У детей дошкольного возраста продолжается процесс развития речи — они осваивают родной язык. Этому способствуют существенные изменения, происходящие в образе жизни четырех-, семилетнего ребенка. Освоив первоначальные формы самостоятельнос ...
«Развитие»
В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказ ...
Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца
Успешность развития ребенка как представителя вида и как социального существа зависит от качества материнского ухода, от способности и желания матери удовлетворять потребности ребенка.
Успешность выполнения материнских функций во многом ...