В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к «идеальному Я».
В исследованиях многих ученых показано, что уже на ранних этапах онтогенеза человеку необходимо для его психологической жизни взаимодействие с другим человеком [28;39;44]. На ранних этапах развития ребенка в процессе общения в семье закладывается его общий фундамент установки к миру социальных отношений, собственному «Я», на становление самопознания и самоотношения.
Формирование самооценки может рассматриваться как результат усвоения ребенком определенных отношений к нему родителей. Еще в работах Э. Эриксона стержнем концепции развития личности выступает «чувство Я» или идентичность. Важнейшим средством выработки «чувства Я» является родительская забота и любовь [37,56].
В исследованиях отечественных психологов систематизированы виды родительских отношений, которые можно представить как «многообразные, независимые измерения».
- любовь – враждебность;
- автономия – контроль,
Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Семейная атмосфера, влияние родителей, общее чувство поддержки играет большую роль в формировании самооценки. Присутствие в семье обоих родителей играет решающую роль в развитии адекватной самооценки [2,3]. Именно родители обеспечивают удовлетворение практически всех потребностей ребенка. Ребенок, вырастая в семье, начинает вести себя по отношению к другим людям так же, как родители ведут себя по отношению к нему [52,43].
Образ и самооценка, внушаемые ребенку в семье, могут быть как положительными, так и отрицательными. Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование самооценки и самоуважение ребенка, не только внушая ему свой собственный образ, но и «вооружая» его конкретными оценками и стандартными выполнениями тех или иных действий. Если эти планы, действия, стандарты и оценки реалистичны, то ребенок повышает самоуважение и формирует позитивный «образ Я», если же планы и цели не реалистичны и требования завышены, то это может привести к потере веры в себя, потере самоуважения [39,57]. В родительских отношениях на этом этапе на первый план выходит самостоятельность ребенка в новой социальной структуре (школе). Свои отношения родители строят уже по учебной модели и прибегают преимущественно к объяснительной стратегии поведения. Таким образом, семья несет на себе функцию развития самосознания ребенка на протяжении всей его жизни, начиная с младенчества. Ребенок младшего возраста и его воспитатели противостоят друг другу как две враждующие силы. Родители хотят того, чего не хочет ребенок; ребенок хочет того, чего родители не хотят. Ребенок всем своим существом стремится к достижению своих целей; все, что могут сделать родители — это прибегнуть к обещаниям, угрозам и силовым методам. Цели диаметрально противоположны. Тот факт, что победу обычно одерживают родители, следует приписывать только их преимуществу в силе.
Младший школьный возраст – начало школьной жизни. На протяжении всего периода продолжается устойчивое, равномерное развитие, как физическое, так и психическое. Г. С. Абрамова выделяет в данном возрасте следующие задачи – построение отношений как семейных, так и дружеских и выполнение новых социальных функции [1]. Учебная деятельность становится для него ведущей, в большей степени она и определяет основные линии развития ребенка. От учебной деятельности, ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Его школьные удачи или неудачи отражаются на самооценке, его самоуважении и самопринятии. Участие родителей в жизни ребенка определяет дальнейшие пути развития «образа Я». Таким образом, можно сказать, что формирование самооценки является одной из важнейших задач развития, приходящихся период младшего школьного возраста, и, в то же время, одним из сложных, охватывающих все стороны психической жизни ребенка.
Читайте также:
Молодёжная субкультура
как система ценностей
У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной ...
Взаимодействие в игре
Когда мы рассматриваем данный тип классификации, мы выделяем следующие типы игр: несоциальные, параллельные, простые совместные, совместные игры.
Несоциальная игра появляется первой в процессе онтогенеза человека.[4] Ребенок играет сам с ...
Разнообразие и особенности детских взаимоотношений
в средней группе детского сада
В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогическо-психо ...