Традиционный подход, ограничиваясь рассмотрением биологической роли отца, отмечает обособленность его от ребёнка, поскольку контакты с ребёнком были временными и отстранёнными по сравнению с материнскими. Желание мужчины быть отцом, создать семью, исследователи объясняли тем, что мужчина, вступая в брак, обеспечивает себе многие права и определённый статус в обществе, которых лишены неженатые мужчины [13,12]. Эти права подразумевали и наличие детей, поскольку только женатым людям предоставлялось законное право иметь их. Дети рассматривались как имеющие ценность сами по себе, поскольку приносили эмоциональное удовлетворение и создавали чувство внутреннего равновесия; к бездетности относились отрицательно.
Отец заботился о семье как об экономической единице, определял семейную политику, брачную стратегию, решал вопросы наследования, и отношением отца к этим обязательствам определялся его престиж (при этом он стоял в стороне от отношений «мать — ребёнок»). Желание человека быть отцом идентифицировалось с образом и поведением собственного отца, но отцовство не предусматривало ежедневный уход за ребёнком и последующее его воспитание [24,122].
Для большинства мужчин желание иметь детей является чем-то само собой разумеющимся. Они могут относиться к детям как источнику радости, удовольствия, видеть в них будущих товарищей. Дети для мужчин — последующая после женитьбы естественная ступень в браке. Однако «стать отцом» и «быть отцом» — не одно и то же, так как переход к активной воспитательной деятельности у мужчин не связан автоматически с рождением ребёнка, многие мужчины не допускают мысли, что они будут вовлечены в кропотливую ежедневную работу по уходу за детьми. На пробуждение отцовских чувств наряду с индивидуальными чертами характера мужчины и межличностными отношениями в семье влияет также и память о собственном отце, в зависимости от того, уделял ли он своему сыну внимание или был в семье сторонним наблюдателем [53,24].
Многие современные отцы, исправляя ошибки своих отцов, хотят быть эмоционально ближе к своим детям, однако беда в том, что они часто не находят моделей для своего поведения в той среде, в которой они выросли. Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, а поддерживаться и формироваться всю жизнь. В воспитании отношения к женщине самую большую роль играет пример родителя – отца. Все слова отца об уважении к женщине моментально теряют смысл, если он сам проявляет грубость по отношению к жене [32,134].
Однако существует опыт «одиноких отцов». В Англии, по подсчетам Т. Хипгрейва, отцы составляют 12% всех одиноких родителей [13,13]. Одиноких отцов и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократический стиль семейкой жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности. Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у одиноких матерей, сужается круг социального общения. Если одинокие матери испытывают трудности с дисциплинированней детей, то отцы озабочены недостаточной эмоциональной близостью с ними, особенно с дочерьми.
Но хотя в обоих случаях неполная семья создает трудности (разного порядка), отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния.
Читайте также:
Требования к организации взаимодействия педагога с родителями
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую ...
Методы консультирования и коррекции молодых людей
Психологическая работа с молодыми людьми рассматривает две задачи: добрачное консультирование и предбрачное консультирование.
Добрачное консультирование предполагает решение вопросов, связанных с формированием образа потенциального партн ...
Общие свойства связанных с представлениями чувств
Подобно тому как ощущения никогда не могут возникать в нашем сознании без сопровождения разнообразнейших по содержанию представлений, так же точно и связанный всегда с ощущениями субъективный элемент душевной жизни — чувство, свойствен на ...