Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Оба ряда отношений человека: и общественные и межличностные реализуются именно в общении.
Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме взаимодействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека по специфике организации речевого сообщения об общей культуре и грамотности.
Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам:
- адресат – субъект общения;
- адресат – кому направлено сообщение;
- сообщение – передаваемое содержание;
- код – средства передачи сообщения, канал связи;
- результат – то, что достигнуто в итоге сообщения.
По критерию цели общения выделяются восемь функций общения:
- контактная, цель которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
- информационная, цель которой – обмен информациями, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и прочее;
- побудительная, цель коей – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
- координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;
- функция понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний и прочее;
- амотивная, цель коей – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
- функция установления отношений, цель коей – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;
- функция оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и прочее.
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого его элемента. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны. Это наиболее обобщенная классификация:
А) Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми; но это не просто передача информации, но и ее формирование, уточнение, развитие. Каждый участник предполагает активность также и в своем партнере, он не может его рассматривать как некий объект. Другой участник тоже как субъект соответственно направляет ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его цели, мотивы, установки. Схематично это можно выразить так:
Читайте также:
Понятие социально-психологического статуса, основные подходы к исследованию
статуса
Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус – социальное положение человека в общ ...
Примирение с общепринятым пониманием эмоций
Наши представления позволяют в некоторой степени примирить периферическую теорию с общепринятым пониманием эмоций.
Общепринятое мнение о том, что страх часто возникает уже после осознания опасности той ситуации, в которой мы находимся, я ...
Особенности воображения в дошкольном возрасте
Отечественными психологами Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, В.А. Крутецким, А.К. Марковой, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и другими были выявлены и научно обоснованы психологические характеристики и пс ...