Сложности обусловлены тем, что психофизические особенности подросткового возраста стимулируют психологические изменения, они связаны и с условиями его жизни. Так, сроки наступления полового созревания и его интенсивность зависят от многих факторов: состояния здоровья, характера питания, климата, бытовых и социально-экономических условий. Истоки эмоциональной нестабильности так же лежат не только в физиологических изменениях, но и в социальных условиях. Интенсивный рост, увеличение массы тела опережают развитие мускулатуры, что приводит к некоторой непропорциональности тела. Поэтому подростки часто испытывают чувство неловкости, у них резко повышается интерес к своей внешности. Острое недовольство своей внешностью, неприятие ее приводят к нарушению соматической идентичности, формирующейся в данный период. Это может стать основой многих отклонений в становлении личностной идентичности и цельности, снизить самооценку, особенно ее эмоциональный компонент.
Говоря о познавательных психических процессах, следует отметить, что в подростковом возрасте завершается их становление как сознательных и произвольных, т.е. высших, культурных форм познания. Интеллектуализация восприятия, памяти, внимания обусловлена не только их усиливающейся связью с мышлением, но и все более обобщенным и абстрактным характером опосредующих знаков.
Развитие формально-логического мышления подростков проявляется в том, что может абстрагироваться от наглядного материала и строить свои рассуждения в вербальном, идеальном, плане. Ж.Пиаже установил, что в возрасте от 11 до 15 лет происходит последняя фундаментальная децентрализация, что способствует развитию гипотетико-дедуктивного мышления. У подростка появляется способность абстрагировать понятия от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль.
Не менее значимым является становление рефлексии, умение осознавать ход своих мыслей, понять причины своих поступков, своего эмоционального состояния.
Творческая деятельность подростка приводит к какому-то результату, он часто получает удовольствие от самого процесса фантазирования. Креативность, творчество, так же как и рефлексия, непосредственно связанны с развитием личности, с появляющимися и все более осознанным стремлением к самоактуализации.
Для подростка важны не только контакты, но и признание сверстниками. Фрустрированная потребность быть значимым в своей референтной группе может вызвать серьезные отклонения в социализации и личностном росте. Ориентация на нормы группы и стремление и стремление им соответствовать повышают конформность, которая, по данным многих психологов, наиболее высока именно в 12-13 лет [38].
По сравнению с младшими подростками, у старших подростков и у юношей намного сильнее развита способность к взаимному пониманию. Это помогает выстраивать контакты с окружающими, завязывать новые знакомства. Лучшее понимание себя помогает подросткам понять и других, повышает эмпатию, сознание чужих проблем и личностных особенностей. Того же эмоционального отклика ждут и от приятелей. Предполагается, что друзья сейчас должны быть лояльными и заслуживающими доверия, хранить секреты и помогать в трудных ситуациях, не предавать в беде. Подростки понимают, что люди могут иметь много друзей, но значение и глубина этих отношений различна и может изменяться со временем.
При этом необходимо учитывать уровень развития, ценностные ориентации той группы, в которую входит подросток, чтобы понять, что может дать ей подростков и что группа может дать ему. Особенно важен в этом плане анализ ценностей и содержание деятельности неформальных групп. Проводя в таких группах большую часть времени, черпая из общения в них более ценную информацию, следуя образцам, подростки формируют неправильность своего поведения, которое может быть как просоциальным, так и асоциальным. Девиантность, отклоняющееся поведение, которое с высокой степенью достоверности может быть диагностировано уже в этом возрасте, связано с не успешностью детей в просоциальных формах деятельности – учебе, общении с близкими взрослыми и педагогами. Естественно, что все эти трудности появляются не в подростковом периоде, но значительно раньше, однако в это время они становятся устойчивыми, а не ситуативными. Те негативные черты в поведении и в личности, которые достаточно легко можно было компенсировать у младшего школьника, превращаются в черты характера подростка и с большим трудом поддаются коррекции.
Читайте также:
Методика креативного поля
Методика креативного поля была разработана Д.Б. Богоявленской и представляет собой альтернативный тест на креативность. Особенностью данной методики являются следующие принципы:
Отказ от внешнего побуждения и предотвращение появления вну ...
История изучения вопроса локализации контроля
Проблема локуса контроля издавна изучалась под различными названиями в философии, социологии, психологии при рассмотрении вопросов, так или иначе затрагивающих способности человека управлять своими делами и поступками (отчуждение, конформ ...
Характеристика профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном
возрасте
«Профессиональное самоопределение – это определение своего места в мире профессий, нахождение личностного смысла в выполняемой работе, внесение коррективов в «вектор» профессионального становления личности» [4, с.3].
Формирование професс ...