Не менее значимым для психического развития является общение подростков со взрослыми, в частности с родителями, однако именно в этой форме сконцентрировано большинство конфликтов. Их главная причина с противоречивостью позиции и внутреннего мира подростка. С одной стороны, он нуждается в любви и заботе родителей, в их совете, с другой – испытывается сильное желание быть самостоятельным, равным в правах с родителями и другими взрослыми. Поэтому для подростка характерно амбивалентное отношение к взрослым: стремление к эмансипации и, одновременно, зависимость от их мнения. На отношения родителей и подростков влияют несколько факторов. Это, прежде всего, стиль воспитания, принятый в семье, и особенности эмоциональных отношений членов семьи с ребенком.
Отсутствие контроля может стать причиной проблем с успеваемостью, в отношениях с учителями, особенно у тревожных, не очень уверенных и одаренных детей. В этом случае неформальные группы сверстников, иногда и в компании с асоциальной направленностью, могут заместить и родителей, и педагогов.
Общение влияет не только на процесс социализации, но и на формирование личности подростков. В данной сфере происходят, пожалуй, самые значительные изменения в этом возрасте. Формирование «Я - концепции» - это результат рефлексии, самопознания, а также появление образа другого, в качестве которого чаще всего выступает ровесник. Идентификация со сверстниками представляет собой определенный этап формирования «образа – Я» подростка [37].
Характеризуя подростковый возраст, многие отечественные психологи писали о том, что одним из центральных новообразований этого периода является чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личного достоинства.
Э. Эриксон также подчеркивал важность временной перспективы для формирования идентичности, так как одной из характеристик цельности личности является связь между прошлым (детством) и будущим (взрослостью). Эго – идентичность либо чувство неопределенности, ролевого смешения, - это основные новообразования подросткового возраста [28].
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезные, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.
Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение [39].
В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам.
Читайте также:
Влияние семьи на возникновение и течение психических расстройств
В исследовании влияния семьи на пациента не нужно ограничиваться изучением только родителей. Необходимо учитывать роль и других членов семьи (в так называемой расширенной семье).
Информация о пациенте, исходящая от членов семьи, является ...
Основной характеристикой деятельности не является
а) предметность
б) субъективность
в) социальность
г) непрерывность
Я выбираю ответ г) непрерывность т.к.:
Главной характеристикой деятельности является предметность, субъективность, целесообразность, опосредованный характер, социальн ...
Становление отечественной психологии
Возникновение и развитие психологии рассматривается в рамках такого предмета как история психологии. Рассматривая основные тенденции становления и развития психологической науки, мы не будем подробно рассматривать историю отечественной пс ...