В ключевых стратегических документах, определяющих направления развития современного образования, указывается особая роль дополнительных образовательных программ, позволяющих содержательно и технологически организовать процессы проектирования обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечить их качественное педагогическое сопровождение. Осуществить заказ в поливариантной информационной среде, расчертить проблемное поле на участки ответственности, личной и социальной, сделать выбор, осмыслить, организовать работу в проектном режиме, рефлексируя каждый шаг и направляя свою активность на реальные преобразования в себе и окружающем мире, — все это базовые составляющие экзистенциальной практики личности.
Экзистенциальная практика позволяет человеку ответить на вызов современности позитивным жизнестроительством, подвести мировоззренческие основания формам самореализации и социализации, выбору коммуникантов и способов общения, профессии. Эта деятельность всегда осуществляется поиском смысла, ценностным вопрошанием и попытками открыть себя миру, мир в себе, найти единомышленников, организовать диалогическое рефлексивное пространство.
«Человеку предстоит самостоятельно осуществить поиск смысла и на том основании, что смысл – это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда «требование момента», адресованное конкретному человеку. Каждая ситуация предполагает новый смысл, и каждого человека ожидает свой смысл. Смысл должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку». Становление человека прорастает из проживаемых и переживаемых им ситуаций, оформленных как стремление прорваться за собственные пределы (принцип персонализма), как потребность быть больше, чем он есть, способность включиться в творческое переосмысление реальности.
«Творчество – это процесс порождения новой реальности, которая может быть осмыслена человеком и другими людьми, то есть его продукт может быть потенциально составляющей человеческой культуры. Оно открывает новые смыслы в мире». Путь жизнестроительства таит множество опасностей, может быть балансированием над пропастью. Ребенка необходимо страховать. Не решать все за него, предлагая «проверенные многолетней практикой варианты», но задавая систему координат, прежде всего, ценностных, определяющую потенциалы, открывающую пространство творческого самоопределения.
Современное образование формируется в условиях динамично развивающихся виртуальных сетей (блогов). Все большую популярность приобретают такие сервисы, как «Одноклассники», «Живой журнал», «Контакт» и многие другие. Возникает опасность нелимитированного, бесконтрольного со стороны педагогической общественности воздействия виртуальных сред на сознание и поведение детей. Требуются решительные шаги по созданию организационного, методического, психолого-педагогического сопровождения общения и деятельности школьников в виртуальных сетях (блогах).
В данной работе речь идет о создании специально организованного виртуального пространства, обеспечивающего потенциальные проектные команды старшеклассников информацией по вариантам решения проблемы, необходимым технологиям, позволяющего усилить процесс коммуникации и вовлечь в него различных субъектов, например, через обмен файлами или форум. Это пространство представляет собой систему творческих проектов, запускающихся с уровня виртуального объединения в широкое социальное поле потенциальных коммуникантов или субъектов проектной деятельности. Цель каждого проекта имеет многоаспектную природу: стать основанием для экзистенциального творчества каждого члена виртуального объединения и, одновременно, расширить сферу диалогического общения, внести изменения в переустраиваемую реальность.
Деятельность виртуального детского объединения (виртуальной социальной сети) не может иметь четкой тематической привязки. Принципиальны выходы на различные сферы личностного и общественного бытия. С педагогической точки зрения речь идет о «пробах», «личностных растяжках» в предлагаемых координатором проекта испытаниях, экзистенциальных ситуациях, форс-мажорных обстоятельствах.
Читайте также:
Некоторые особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения
Многими исследованиями показано, что созревание эмоциональной сферы тесно связано с позитивными отношениями «мать-ребенок», которые формируются в первые месяцы и годы жизни. Одной из причин неадекватного эмоционального развития ребенка с ...
Понятие о характере
Характер - социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром. Единство характера не исключает, однако, того, что в различных жизненных обстоятельствах у одного и того же ин ...
Периодические или перемежающиеся потери памяти
Для описания данного вида расстройств Т. Рибо приводит 3 наиболее характерных примера периодических расстройств памяти.
1. Одна молодая американка проснувшись от долгого сна забыла всё что знала и чему училась. Её приходилось учить всему ...