Для описания данного вида расстройств Т. Рибо приводит 3 наиболее характерных примера периодических расстройств памяти.
1. Одна молодая американка проснувшись от долгого сна забыла всё что знала и чему училась. Её приходилось учить всему заново. По прошествии нескольких месяцев она вторично впала в глубокий сон, но по пробуждении стала прежней - такой, какой была до первого сна. Больная помнила всё в том числе то, что с ней происходило между двумя "приступами" сна. В продолжение 4 лет с ней периодически повторялись переходы из одного состояния в другое, причем всякий раз это случалось после глубокого долгого сна.
2. Второй случай описан на примере одной истерической женщины. Больная была подвержена странной болезни, заключавшейся в раздвоении личности. Странность происходящего заключалась в том, что в первом состоянии это была серьёзная, сдержанная и трудолюбивая женщина. Однако стоило случиться припадку, (больная впадала в глубокий сон), как всё изменялось. Она становилась веселой, шумной, кокетливой. Интересно, что во втором состоянии женщина помнила всё, называя своё первое состояние - глупым. В первом же напротив, воспоминания о втором совершенно отсутствовали.
3. Третий случай автор приводит, обратившись к истории одной девушки, изнасилованной во время приступа сомнамбулистического сна. Придя в себя она совершенно не помнила причиненного ей насилия, однако следующий приступ вернул девушке память и позволил рассказать о случившемся матери.
Т. Рибо, приводя примеры проявлений периодических потерь памяти, указывает на вторичность этих проявлений. Первичным же, по его словам, здесь является симптом болезненного состояния - психического расстройства.
Пытаясь объяснить механизм образования вышеописанных нарушений, автор обращается к процессу формирования представлений об окружающем мире. Известно, что данный процесс, складывается из 2х составляющих - представлений о себе вообще и в данный момент. Рассогласование этих двух состояний и приводит в итоге к образованию раздвоенности личности больного.
Корсаковский синдром. Впервые был описан С.С. Корсаковым в 1889 г. в качестве самостоятельной болезни, возникающей в результате хронического алкоголизма. Дальнейшие исследования показали, что это расстройство встречается так же при очень многих органических поражениях головного мозга.
Основным симптомом при наблюдении синдрома Корсаковского можно считать полную утрату памяти на события настоящего при сохранении её на события прошлого. Все новые впечатления мгновенно исчезают из памяти. Ничего не запоминая больные не знают где находятся, как сюда попали, кто их окружает, какой сегодня день недели, число и год. Поговорив с врачом, с кем либо из персонала, они немедленно забывают и сам факт разговора и лицо с которым беседовали. Больные забывают расположение своей палаты, кровать, не помнят завтракали они, обедали, или нет; какие блюда ели. Всё происходившее до заболевания сохраняется в памяти, воспроизводится правильно и точно.
Нередко у больных возникают конфабуляции, как правило, обыденного содержания. Интенсивный наплыв конфабуляций может привести так же к развитию конфабуляторной спутанности. (2)
Амнестическая афазия. Проявляется в том, что больной забывает слова, чаще всего существительные (т.е. названия предметов). В спонтанной речи больной ловко подменяет забытое слово другим, или же заменяет это слово описанием данного предмета. Однако больной оказывается совершенно беспомощен в ситуации, когда ему предлагают назвать показываемые предметы. Вместо "карандаш" он говорит "чем рисуют", вместо "ложка" - "чем едят". Однако, стоит больному подсказать первый слог или сложить губы для его произнесения, как больной вспоминает слово и хорошо его произносит, но тут же забывает. (8)
Палимпсест. Невозможность полного воспроизведения в сознании деталей, эпизодов, подробностей, событий, происходивших во время алкогольного опьянения. (1)
Читайте также:
Практические рекомендации для педагогов и родителей по взаимоотношению с
подростками, имеющими дисгармонизации характера
Исходя из результатов проведенного исследования, можно дать следующие рекомендации родителям и педагогам
по коррекции дисгармонизаций характера подростков.
1. Как можно чаще проявлять живую заинтересованность делами подростка, чтобы он п ...
Использование
детского рисунка
Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Изучением детского рисования начали заниматься в конце 19 века. Особенно этим вопросом стали интересоваться в первой трети 20 века.
Попу ...
Понятие потребности
Общепризнано, что потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей – от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболе ...