Можно выделить наиболее распространенные ситуации психологического сопровождения самоопределения старшеклассников:
1.
Обращение к психологу за подтверждением правильности выбора профессии
В этом случае важно проверить устойчивость профессиональных намерений. Для этого психолог может провести беседу о профессиональном плане, обратив внимание на соответствие интересов содержанию профессии, степень продуманности путей приобретения профессии, адекватность оценки своих возможностей в овладении выбранной профессией. Диагностические приемы следует использовать в случаях, когда выбранная профессия предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям. Результаты необходимо подробно обсудить с оптантом. И в случае выявления серьезных препятствий для овладения профессией, психолог должен сообщить об этом и постараться найти альтернативные для него области деятельности в русле избранной профессии.
2. Обращение к психологу за помощью в самоопределении, в случае отсутствия выраженных интересов и способностей.
Такая ситуация наиболее сложная для психолога и требует порядка 5-6 встреч, чтобы добиться активизации процесса профессионального самоопределения. Здесь задача психолога - пробудить у школьника интерес к проблеме своего будущего, к себе, к своим возможностям, активизировать процесс самопознания. Для этого можно провести обстоятельное диагностическое обследование, позволяющее обсудить со школьником его тестовый профиль, психофизиологические особенности и черты личности. Учитывая особую чувствительность старших подростков к оценке себя, психологу следует создать обстановку крайней доброжелательности, полное принятие оптанта.
3.Обращение к психологу в связи с тем, что у школьника наблюдается расхождение между интересами и способностями
Здесь позиция психолога такова: при выборе профессии в наибольшей степени следовать за интересами оптанта, исключение – прямые ограничения психофизиологического характера.
4. Обращение к психологу вызвано расхождением мнения учащегося и его родителей относительно профессионального выбора
Здесь имеет место работа со всей семьей. Позиция психолога: отстаивание интересов оптанта, исходя их его реальных возможностей и склонностей, тактично помогая родителям лучше понять своего ребенка.
Центральным моментом профессионального самоопределения старшеклассников является конкретный выбор профессии.
Согласно обобщенной модели профессиональной жизни человека, предложенной Е.А. Климовым, выбор профессии – принятие жизненно и профессионально значимого решения, которое меняет вектор дальнейшего профессионального становления. Именно в эти переломные моменты жизни человек нуждается в психологической помощи.
При принятии решения полезно руководствоваться формулой выбора профессии (см. приложение 1). Наиболее удачно, стратегия выбора профессии дана в Уроке 30 в учебно-методическом пособии Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки» [26, с.174-177]
При выборе профессии необходимо учитывать следующие обстоятельства:
· потребности экономического региона в кадрах той или иной профессии и квалификации;
Читайте также:
Психотерапия семьи
Семейная психотерапия необходима при всех формах шизофрении. Она должна начинаться с индивидуальных бесед с каждым членом семьи в отдельности.
Первой задачей является семейный диагноз, который включает в себя определение типа семьи, оцен ...
Определение и сущность характера
Как и полагается, следует начать с определения характера. Однако этого нельзя сделать без некоторых предварительных замечаний. Дело в том, что «характер» трактуется в психологии далеко не однозначно. Много спорных вопросов возникает при п ...
Экономическое сознание как представление и отношение личности к
экономическим объектам
Экономическое сознание, проявляющееся, в частности, в субъективной оценке экономического статуса личности, в представлении и отношении личности к собственности, деньгам, экономическому риску, бедности, богатству и другим экономическим объ ...