Проведем краткий обзор некоторых выше перечисленных программ.
Н.С. Пряжников
в своей книге «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11классы)»
предлагает активизирующие методики для использования профориентационных занятий, тематических классных часов, индивидуальных консультаций. Методики сгруппированы по разделам:
- для работы с классом(20-25 человек)
-с группой(10-15 человек)
-с группой (3-6 человек)
-для индивидуальной консультации.
Здесь даны научно-методические основы школьной профориентации, с учетом современных тенденций в школьном образовании, о необходимости первичного профессионального самоопределения учащихся в процессе профильного обучения и предпрофильной подготовки, даны оригинальные (авторские) игры, упражнения, опросы, дискуссии. Игровые профориентационные упражнения основаны на весьма эффективной методике. Участники рассаживаются в круг (по 8—15 чел.), что делает упражнения внешне похожими на занятия психотерапевтических групп.
Н.С. Пряжников предлагает следующие игровые профориентационные упражнения: «Профессия на букву .»[16,с.156], «Автопортрет»[16,с.161], «Человек-профессия»[16,с.160]. По утверждению Н.С.Пряжникова, карточные профконсультационные методики являются высокоэффективными технологиями. Главные их достоинства — предметность поискового действия и возможность оперативного составления из карточек образов моделируемых объектов. Данная технология весьма продуктивна при проектировании профессиональной судьбы. Важной особенностью проведения карточных консультационных игр является их высокая динамичность, позволяющая охватывать моделируемую жизнь в целостности, а не рассматривать частные вопросы.
Важной особенностью предлагаемых методик является то, что большинство методик психологи могут модифицировать и использовать в зависимости от конкретных ситуаций, т.е. они не являются строго стандартизированными.
Г.В. Резапкина «Психология и выбор профессии».
В этом учебно-методическом пособии содержатся подробные конспекты занятий, включающие надежные профдиагностические методики, деловые и ролевые игры, проблемно - поисковые задачи, элементы исследовательской и проектной деятельности и профинформационные материалы. В комплект входит Рабочая тетрадь учащегося, что влияет на эффективность занятий.
Эта программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. Программа рассчитана на 1 год при одном уроке в неделю. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных модуля, по принципу один модуль – одна четверть:
I четверть. Что я знаю о своих возможностях.
II четверть. Что я знаю профессиях.
III четверть. Способности и профессиональная пригодность.
IV четверть. Планирование профессиональной карьеры.
Цель программы: формирование психологической готовности старшеклассника к профессиональной карьере.
«Основная задача курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мирра профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии» [26, c.6].
Читайте также:
Производственные психические состояния
Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:
a) Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производст ...
Задачи этнической психологии
Этническая психология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи:
1) всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных эт ...
Различие между чувствами и эмоциями
Для чего в повседневной жизни служат чувства и для чего — эмоции? На эти два вопроса у нас сразу же напрашиваются весьма различные ответы: чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются.
В самом деле, нам ...